Намерение стран Балтии освоить 1,4 млрд евро из европейского фонда на строительство железнодорожной магистрали Rail Baltica устраивает не все страны Евросоюза.
Гарантии на то, что именно эта сумма будет зарезервирована на реализацию интересов прибалтийских республик, никто не давал. Однако это не мешает правительствам этих стран считать вопрос с финансированием решенным.
О нецелесообразности таких суждений в эфире Латвийского радио высказался евродепутат из Румынии Мариан-Жан Маринеску. По его словам, у стран Балтии не было никаких оснований полагать, что эти деньги предназначены на реализацию Rail Baltica, даже если богатые страны Западной Европы и не будут конкурировать за них.
Маринеску указал, что на эти деньги могут претендовать еще как минимум 15 проектов. Другие политики называют числа поменьше. Но как минимум два проекта являются конкурентоспособными.
"Откуда вы знаете, что эти деньги пойдут именно в страны Балтии? Нигде в предложении Совета [не говорится, что] эти деньги предназначены для Rail Baltica. Вы знаете, сколько международных железнодорожных соединений отсутствует в странах выравнивания? Много! 15 находятся только в базовой сети. Поэтому любое из этих недостающих соединений может получить эти деньги", – заявил он.
Значимость проекта Rail Baltica никто не умаляет, его реализация необходима, признал евродепутат. Тем не менее это надо делать в соответствии со всеми правилами, настаивает Маринеску.
Миллиардное дело Rail Baltica "зависло" в Европарламенте >>>
В качестве аргумента страны Балтии используют соглашение, которое в июле удалось достигнуть главам правительств и президентам стран ЕС. Согласно этому соглашению сумму в 1,4 млрд евро выделят на завершение "отсутствующих значительных железнодорожных соединений" между "странами выравнивания". Такая формулировка, по мнению правительств стран Балтии, подразумевает финансирование Rail Baltica.
С такой формулировкой и ее вольной трактовкой странами Балтии не согласны ряд европарламентариев, в том числе Маринеску. Он считает, что за эти деньги должны конкурировать все 27 стран ЕС, а не 15 так называемых новых членов или "бедных".
"Это странное предложение. Но таким оно нам было представлено. В ответ мы предложили свой компромисс. Да, мы увеличиваем конкуренцию [за фонды] с 15 до 27 стран. На наш взгляд, это нормально, потому что деньги поступают от всех государств-членов. Это основной принцип этого финансового инструмента: конкурс, который проводится в соответствии с рабочей программой, объявленной Европейской комиссией", – пояснил он.
Евродепутат утверждает, что не занимается лоббированием интересов какой-то конкретной страны. "Мы никого не продвигаем. Мы пытаемся создать хороший закон", – подчеркнул он, имея в виду себя и своего коллегу Доминика Рике.
Ранее латвийский министр транспорта Талис Линкайтс намекнул в эфире программы Krustpunkta Латвийского радио, что один из переговорщиков, депутат Европарламента Румынии Мариан Жан Маринеску лоббирует инфраструктурные проекты своей страны:
"В борьбе за эти деньги мы должны конкурировать с крупными проектами других стран – как проектами стран Вышеградской группы, так и проектами Румынии и Болгарии. И понятно, что парламентарии каждой страны активно отстаивают свои проекты. Я думаю, что это проблема европейской политики, решение которой в конечном итоге будет найдено".
Достигнутое соглашение в июне соглашение, на которое очень рассчитывают страны Балтии, еще нужно ратифицировать, утвердив в правилах транспортного сектора. Однако пока дискуссии в Брюсселе продолжаются. Не исключено, что решение будет принято не в интересах стран Балтии.