В ожидании упущенных возможностей: деньги еврофонда сулят Латвии экономический регресс

Рига

Кристина Храмцова

Эксперты и латвийские политические деятели в разговоре с Baltnews оценили утвержденный европейскими регуляторами план Латвии по освоению 1,82 млрд евро из фонда восстановления ЕС.

Латвии раньше других стран Балтии и в числе первых двенадцати государств Евросоюза удалось добиться утверждения плана восстановления экономики европейскими регуляторами.

В конце июня заявленный республикой документ согласовала Еврокомиссия, а в начале июля министры экономики и финансов Совета ЕС одобрили выделение финансирования.

По условиям, до 31 августа 2026 года Латвии в общей сложности будут доступны 1,82 млрд евро из Фонда восстановления и устойчивости ЕС. Соглашение о получении первого транша финансирования Рига заключит с Брюсселем в августе этого года.

Сфера здравоохранения, где уже началась подготовка проектов, ожидает получить поддержку в первую очередь, отмечает Минфин.

План Латвии похвалила сама глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. По ее словам, выполнение программы поможет стране "построить лучшее будущее". В свою очередь, вице-президент Еврокомиссии (ЕК), бывший премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис назвал документ весьма амбициозным.

ЕК признала, что в плане представлены укрепляющие народное хозяйство реформы и инвестиции, способные эффективно решить многие экономические и социальные проблемы, о которых Совет ЕС говорил стране в рекомендациях, данных еще в 2019 и 2020 годах.

План Латвии по освоению средств из фонда восстановления Евросоюза
© Baltnews
План Латвии по освоению средств из фонда восстановления Евросоюза

Наибольший объем финансирования – 37% – пойдет на достижение целей климатической политики Евросоюза, 20% – на цифровую трансформацию, еще 20% – на уменьшение неравенства, 11% – на преобразования в экономике и повышение производительности, 10% – на сферу здравоохранения, 2% – на укрепление верховенства закона.

Опрошенные Baltnews эксперты рассказали о сильных и слабых сторонах плана восстановления экономики Латвии, а также поделились своим мнением относительно того, сможет ли страна эффективно распорядиться средствами.

Неоправданные издержки

"Зеленый" курс – 37%

На достижение целей климатической политики предусмотрено 676,2 млн евро, или 37% от общей суммы. Эти средства должны пойти на проекты по снижению парникового эффекта и выбросов CO2 (в том числе в транспортном секторе), по повышению энергоэффективности зданий (включая многоквартирные дома) и доли возобновляемой энергии, адаптацию системы управления при катастрофах к изменениям климата.

Независимый депутат Сейма Латвии Вячеслав Домбровский в целом позитивно оценил факт того, что почти 2 млрд из еврофонда на реализацию разного рода инвестиционных проектов поступят в Латвию. Однако было бы лучше, если бы у республики была большая свобода в том, куда инвестировать данные средства, считает он.

"Условием Евросоюза было то, что 37% от полученной суммы должно быть направлено на "зеленый курс" и 20% должно пойти на "цифровую трансформацию. Если к условию о "цифровой трансформации" у меня особых вопросов нет, то выполнение "зеленого курса" для Латвии сопряжено с очень большими финансовыми издержками, с издержками упущенных возможностей экономического роста", – пояснил депутат.

По его словам, Латвия и так является одной из самых "зеленых" стран Европейского союза, в стране нет значительного загрязняющего производства, так как используются гидроэлектростанции и газ.

"Конечно, "зеленый курс" сам по себе никакого прямого эффекта на экономический рост не окажет". Было бы гораздо лучше, если бы мы эти 37 центов от каждого евро потратили не на "зеленый курс" для уже очень "зеленой" страны, а на экономический рост. То есть это, я думаю, основное "могло бы быть лучше" касательно распределения средств фонда", – подчеркнул он.

С ним согласна депутат Европарламента от Латвии Татьяна Жданок. По ее мнению, ситуация Латвии категорически отличается, например, от Польши, где очень велика доля "грязных" энергетических ресурсов, которые надо компенсировать за счет усиления веса возобновляемых источников энергии.

В Латвии с возобновляемыми источниками энергии все в порядке, потому что к таковым относятся гидроэлектростанции, считает она.

"У нас еще в советское время и во времена первой республики были построены гидроэлектростанции – сначала появилась Кегумская ГЭС, потом – Плявиньская ГЭС и Рижская ГЭС. Если бы была построена еще и Даугавпилсская ГЭС, мы вообще были бы чемпионами в Евросоюзе по ВИЭ", – рассказала депутат.

Но у Латвии есть другие проблемы, отметила Жданок:

"В частности, серьезный скандал связан с тем, что под эту программу усиления доли возобновляемых источников энергии была подверстана довольно дорогая авантюра – малые гидроэлектростанции. Приближенные к правительству и непосредственно входящие в него деятели, фактически местные олигархи, увидели в этом источник для собственного очень выгодного бизнеса и вполне успешно его развивали".

Таким образом появился компонент обязательной закупки (КОЗ), входящий в общие затраты на производство электроэнергии и на больших, и на малых гидроэлектростанциях. В результате население вынуждено платить больше за электричество.

"Хотя популистские партии перед предыдущими выборами в Сейм заявляли о том, что они отменят КОЗ, этого не произошло. Объяснили тем, что придется очень дорого платить в случае расторжения договора с производителями", – сказала депутат Европарламента.

"К сожалению, "зеленые" деньги из фонда восстановления ЕС не помогут сделать электроэнергию для потребителей более дешевой. Для них эффект программы будет косвенным – в первую очередь за счет усиления энергосбережения в жилых и производственных помещениях", – подчеркнула Жданок.

Цифровая трансформация – 20%

Для "цифровой трансформации" будет выделено 365,3 млн евро, или 20% от общей суммы. Это направление предполагает дигитализацию государственного и частного секторов, развитие электронных услуг, управление данными, развитие цифровых навыков, внедрение 5G, использование инноваций в предпринимательской деятельности, вложения в развитие у жителей "цифровых навыков" и другие проекты.

Независимый депутат Сейма Любовь Швецова заметила, что значительная часть средств должна пойти на дигитализацию бюрократического аппарата, сферы госуправления, однако, по ее мнению, эти вложения вряд ли можно назвать инвестициями, так как такое использование ресурсов не обеспечит добавочную стоимость для развития народного хозяйства.

"Я считаю, что у нас и так слишком большой аппарат госуправления, при этом не действующий достаточно эффективно. Мне кажется, акцент должен быть на дигитализации бизнес-среды, образования, доступности бизнес-услуг между бизнес-партнерами, бизнесом и населением и только потом нужно делать вложения в цифровизацию госуправления", – считает депутат.

Не учтены проблемы соблюдения прав человека

Укрепление верховенства закона – 2%

На укрепление верховенства закона еврофонд выделяет Латвии 37 млн евро, или 2% от общей суммы. Предполагается, что эти деньги помогут стране бороться с теневой экономикой, предотвратить отмывание денег, повысить конкуренцию и открытость публичных закупок.

Хотя ситуация с соблюдением прав человека в Латвийской Республике остается неблагополучной, инвестиции в рамках плана не предусматривают решение таких проблем, как:

  • существование позорного института неграждан;
  • ущемление прав нацменьшинств в получении образования на родном языке;
  • борьба властей с инакомыслием в СМИ;
  • дискриминационное положение проживающих в Латвии ветеранов Великой Отечественной войны, акции неонацистов, представляемые официальной Ригой как "мирные мероприятия";
  • акты вандализма в отношении мемориалов красноармейцам.

Как неоднократно отмечали в МИД РФ, все это едва ли отвечает высоким идеалам демократии, верховенства права и защиты прав человека – универсальных ценностей, приверженность которым с завидной регулярностью декларирует Латвия.

Оставив это без внимания, руководство Евросоюза в числе первых одобрило план Латвии. Зато Польша и Венгрия в очередной раз поплатились за свое несоответствие общеевропейскому курсу.

Так, 15 июля Европейская комиссия объявила Будапешту и Варшаве, что их ждет суд за дискриминацию секс-меньшинств. В докладе ЕК указано, что в Польше серьезное беспокойство вызывает независимость судебной власти, а в Венгрии – коррупция и препятствия, которые чинят деятельность независимых журналистов.

Теперь странам грозит сокращение финансирования со стороны Евросоюза. Кроме того, это может повлиять на процесс утверждения национальных планов по распределению средств из Фонда восстановления ЕС от последствий пандемии.

Депутат Европарламента от Латвии Татьяна Жданок дала свою оценку происходящему:

"Показателен ежегодный доклад Еврокомиссии о состоянии верховенства закона в странах Евросоюза, опубликованный 20 июля. Его авторы опросили ряд неправительственных организаций и провели онлайн-совещания с отдельными экспертами по Латвии. Однако такую известную неправительственную организацию, как Латвийский комитет по правам человека (ЛКПЧ), созданную еще в 1992 году при моем непосредственном участии, почему-то туда не пригласили".

Депутат добавила:

"Получив необходимую информацию от международной ассоциации FIDH, в которую входит ЛКПЧ, наши правозащитники по собственной инициативе предоставили Еврокомиссии детализированный анализ по нескольким направлениям: упомянули о случаях запрета на вещание ряда электронных СМИ, латвийских и российских, а также о неоправданно больших и неконтролируемых полномочиях Национального совета Латвии по электронным СМИ. Но в отчете об этом нет ни слова".

Еврокомиссия закрыла глаза на эти проблемы и сделала вид, будто все в Латвии в порядке, указала Жданок. Серьезных замечаний в отношении Риги нет.

"Вся критика ЕС обрушилась в основном на Польшу и Венгрию, хотя Латвию можно с тем же успехом за те же нарушения критиковать. Видимо, те неправительственные организации, которые авторы отчета опросили, оказались ручными и сверхлояльными", – сказала депутат.

"Сомневаюсь, что при таком подходе нам в Латвии удастся повысить уровень "гражданского участия" с нынешних 10% процентов аж до 30%, как это предусмотрено в разделе программы "Верховенство закона". Не зря там гораздо более скромно заявлено повышение доверия к НПО – всего на четыре с половиной процента", – добавила Жданок.

Госдолг никуда не денется

По данным государственной кассы на конец июня, государственный долг Латвии достиг 13,1 млрд евро, из которых 10,4 млрд республика должна иностранным кредиторам, 2,7 млрд евро – кредиторам в самой Латвии. С начала 2020 года государственный долг страны вырос на 1,8 млрд евро.

Важно, что проект Next Generation EU – это дополнительные деньги, которые никак не могут пойти на погашение долгов.

Получив 2 млрд евро из фонда восстановления ЕС в бюджете Латвии сохранится громадный дефицит, так как страна продолжает занимать каждый год. На это также обратила внимание Татьяна Жданок.

"Латвия должна использовать средства из фонда восстановления ЕС для того, чтобы усилить реальный сектор экономики и в результате лучше сбалансировать свой бюджет. Мы должны сами себя обеспечивать и зарабатывать, чтобы не оставлять следующим поколениям такое печальное наследство", – сказала депутат Европарламента.

Сильные стороны плана

Здравоохранение – 10%

На сферу здравоохранения страна сможет потратить 181,5 млн евро, или 10%. Акцент делается на развитие системы медицинского образования, повышение эффективности услуг здравоохранения, повышение готовности медиков к кризисным ситуациям.

Независимый депутат Сейма Любовь Швецова положительно оценила инвестиции в эту сферу:

"На мой взгляд, здравоохранение – это основной составляющий аспект плана восстановления экономики. Очень долгие годы медицина в Латвии находилась в статусе сироты – эта сфера получала мало финансирования, была недостаточно модернизирована".

Очень часто после получения образования, например, в таком конкурентоспособном учебном заведении, как Рижский университет имени Страдыня, молодые специалисты уезжали работать за границу, рассказала она.

"Для Латвии это очень большой минус. Но там они получают конкурентоспособную зарплату. Мы обеспечиваем медсестрами скандинавские страны, Германию и Великобританию", – пояснила Швецова.

Благодаря реформам, проведенным на деньги из фонда восстановления ЕС, ситуация может измениться, считает депутат.

"Я очень надеюсь, что финансовые вливания в медицину и здравоохранение будут теми кирпичиками, которые позволят остаться молодым врачам в Латвии, на высоком уровне обеспечат оказание медицинских услуг гражданам республики, а также сделают эту сферу конкурентоспособной", – сказала она.

Доцент Финансового университета при Правительстве РФ, экономист Евгения Войко также считает, что вливания в сферу здравоохранения очень важны.

"Согласно плану, одним из приоритетных направлений является система здравоохранения, что неудивительно. Латвию нельзя назвать страной в ЕС, которая была бы в первых рядах по преодолению последствий коронавируса. Самый острый период показал, что система здравоохранения испытывает в Латвии определенные сложности, поэтому дополнительные деньги ей не помешают", – отметила экономист.

Эксперты также высоко оценили реформы, которые коснутся других социальных сфер, в частности, образования. Так, по мнению Любови Швецовой, важно, чтобы люди могли перестраиваться, обучаться и соответствовать тем запросам, которые предъявляет к рабочей силе рынок.

"Из позитивных моментов, безусловно, это те средства, которые будут направлены из фонда на уменьшение бедности, уменьшение разницы в доходах населения, а также на постоянное улучшение качества образования, то есть введение системы постоянного механизма образования или квалификации и переквалификации населения. Важно, чтобы люди могли перестраиваться, обучаться и соответствовать тем запросам, которые предъявляет к рабочей силе рынок", – сказала она.

Говоря об этом, Евгения Войко заметила, что подводным камнем может быть то, что население Латвии не растет. Более того, есть тенденция к тому, что оно стареет:

"Воспроизводства практически нет, молодежи тоже немного. Молодые люди, которые потенциально могли бы учиться в вузах Латвии, уезжают в другие европейские страны или же за океан".

Распределение денег и контроль за их освоением

В целом эксперты сошлись во мнении, что реформы, обозначенные в плане оздоровления экономики Латвии, как минимум не навредят стране, а при правильном распределении средств и должном контроле за их освоением – пойдут ей на пользу.

Юрист, экс-депутат Сейма Юрий Соколовский считает, что цели в плане восстановления экономики Латвии поставлены верно, но "дьявол кроется в деталях", а освоение является слабым местом латвийских властей:

"Получение денег в рамках Next Generation EU под гарантии Европейской комиссии – это уникальное явление, которое может не повториться. Если средства будут эффективно вложены, то это очень хороший и правильный вклад. Но вопрос состоит в том, как это будет происходить".

В Латвии, рассказывает Соколовский, еще с 2004 года есть традиционная проблема – в качестве результата ставится осваивание средств, а не эффект от реализации определенной программы.

"Поэтому цели правильные, деньги будут выделены, но надо смотреть обязательно на руки [тех, кто будет заниматься освоением] и на качество проводимых мероприятий", – сказал эксперт.

То, что поступление финансовых средств из еврофонда – позитивный фактор, считает и депутат Сейма Любовь Швецова. По ее словам, любое вливание производит эффект утепления экономики. За счет этого происходит оздоровление общей ситуации, увеличение потребления внутри страны.

Но в долгосрочной перспективе важно, чтобы финансирование поступало в экспортное предприятие, которое является образующей отраслью экономики:

"Допустим, производство автобусов и экспорт электрических автобусов [идет] в другие страны Европейского союза, в другие регионы. Если это производство, допустим, теплокамер, то это производство и экспорт этих теплокамер в Канаду, в Израиль. Если это дроны или какие-то новые технологии строительства экодомов из дерева, то это еще дополнительный аспект того, что может приносить дополнительную добавочную стоимость для экономики государства. Поэтому будем надеяться, что именно такие проекты будут поддерживаться в рамках плана".

В свою очередь экономист Евгения Войко полагает, что "заявленные отрасли и сферы действительно насущны, то есть все ради человека, ради государства".

Важна специфика распределения этих средств – как они будут распределяться внутри страны, куда конкретно будут направлены, как они будут внутри отрасли распределяться. Во многом это уже вопрос контроля со стороны органов Европейского союза и внутренних латвийских структур, считает экономист.

По ее мнению, учитывая экономические показатели Латвии, без проблем в сфере освоения и распределения этих средств не обойдется.

"Вопрос также в том, требуются ли обозначенным в плане отраслям, кроме медицины, такие существенные суммы, ведь 2 млрд евро – это действительно очень много", – уверена доцент.

Кроме того, такой дополнительный источник финансирования позволит Латвии активнее продвигать антироссийскую повестку, полагает Войко:

"Нужно помнить, безусловно, что Латвия на протяжении всех последних лет идет в фарватере Европейского союза на антироссийском направлении. Деньги из ЕС отчасти позволяют Риге присоединяться к санкциям, транслировать довольно жесткую информационную риторику, вводить различные политические ограничения. Такой дополнительный источник финансирования для Латвии, в том числе в политическом контексте, является несомненным плюсом".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме