Работаем по 13 часов в день: учителя и онлайн-образование

Учеба

К обучению в дистанционном формате не готов никто: ни ученики, ни учителя, убежден школьный учитель Алексей Васильев.

Пандемия коронавируса перевернула с ног на голову всю систему образования и поставила как учителей, так и учеников с родителями в новые условия. Теперь все хорошо знают, что такое присылать задания, работать на электронных платформах, сдавать контрольные в формате конференции в Zoom, и проводить по семь – восемь часов в день за экраном монитора.

Учебный год закончился, все вздохнули свободно – пережили. Проблема в том, что непредсказуемость ситуации с коронавирусом лишает возможности строить какие-то планы по организации обучения в следующем учебном году, а он уже не за горами. Не исключено, что осенью классы так и останутся пустыми.

Министерство образования в лице главы Илги Шуплинской уже намерены подать изменения к Закону об образовании, чтобы включить удаленную форму как часть очного обучения. "Удаленка" не заменит очную форму, но школьникам, учителям и родителям надо быть готовыми – это новая реальность, и от нее никуда не деться.

Baltnews обсудил проблему дистанционного обучения с председателем Даугавпилского отделения русской общины в Латвии, школьным учителем Алексеем Васильевым. Он полагает, что к такому формату не готов никто – ни учителя, ни школьники. В основе современного образования лежит диалог учителя с учениками, и эта система не предусматривает обучение в мессенджерах и через экран.

"Никто никогда современных учителей не готовил к тому, чтобы они работали удаленно. Современное образование основано на том, что контакт между учителями и учениками – живой. И это, на мой взгляд, самая большая проблема. Дело в том, что как бы там ни было, даже если учитель пытается записывать видеоурок или давать презентацию в компьютерном варианте для детей, он все равно не видит, насколько конкретный ребенок осваивает материал. Приходится ждать контрольной работы для того, чтобы увидеть результат. Этот результат мы видим, но время на то, чтобы помочь ребенку освоить, упущено. И это, конечно, на мой взгляд, самая большая проблема", – пояснил Васильев.

Образование в школе предусматривает, что две трети предмета ученики осваивают на уроке, а одну треть – выполняя домашние задания. В то время как при обучении в удаленном формате весь объем материала переходит на самостоятельное обучение, как бы учитель ни старался, указал Васильев.

Для учителей самая большая проблема в "удаленке" – это колоссальные временные затраты.

"Если учитель на уроке работает с тридцатью парами глаз одномоментно, и даже если он объясняет кому-то повторно, не усвоившему с первого раза, все равно те 29 оставшихся пар глаз следят за ним и повторяют с ним и с тем учеником, который не освоил сразу. Здесь (при обучении в удаленном формате) этого нет, и учитель когда к нему обращается ученик, скажем по электронной почте, по WhatsApp, он начинает объяснять ему одному, через одну-три минуты повторяется такая же картина, звонит следующий ученик, пишет, и учитель опять исправляет его ошибки и индивидуально консультирует. На самом деле, учителя просто физически не в состоянии обслужить такое количество учеников, потому что каждому нужно отдельно объяснять", – пояснил он.

Васильев рассказал, что ему и его коллегам приходилось проводить за компьютером по 13 часов в день. Однако даже при такой нагрузке невозможно решить и половину всех тех вопросов, которые могут возникать у детей:

"А если это предметы типа математики, русского языка, латышского языка, там, где много нужно писать и решать, представляете, сколько нужно проверять и постоянно отсылать назад? Иногда в сторону учителей звучат какие-то критические замечания, но, поверьте, я знаю и из своего опыта, и из опыта коллег, никто просто не представляет, сколько времени приходится уделять на работу в таких условиях. А если есть еще свой ребенок, который рядом сидит и выполняет задания, которые ему присылают из школы… Я вставал в 7, садился за компьютер. Во время рабочего дня есть маленькие промежутки, ты не можешь куда-то уйти, ждешь информацию от учеников, дорабатываешь еще, и когда говорят о том, что учитель не может записать урок… да, может, но у него нет для этого необходимых навыков видеосъемки, умения камеру установить".

Васильев отметил, что перспективы продолжения "удаленки" сомнительны, так как после летних каникул ученики обычно забывают большую часть пройденного, все надо повторять и в этих условиях говорить о сохранении качества образования довольно сложно.

"В последней трети учебного года еще можно было пользоваться теми навыками и знаниями, которые нарабатывались в процессе этого учебного года с сентября по март. Но в сентябре, когда позади лето, и все знания уходят, надо будет повторять материал. Я со страхом, честно говоря, ожидаю, потому что ни учебники,  ни методические пособия, тетради к этому не подготовлены. Они рассчитаны на присутствие учителя, а его в каждый дом не посадишь. Учитель получает зарплату за семь – восемь часов работы, а проводит 13, и все равно будет огромное количество недовольных тем, что учитель делает. В общем, здесь выигрыша нет вообще, ни у детей, ни у учителей , ни у родителей. Это ужасно".

Ссылки по теме