Это вам не Америка. О двойных стандартах Латвии в отношениях с Минском

Улица Пилс и Церковь Скорбящей Богоматери в Риге в Латвии
© Sputnik / Владимир Песня

Вера Волкова

Латвия не имеет имиджа решительной страны на геополитической арене. Однако местные власти практически первыми высказались о происходящем в соседней Белоруссии после президентских выборов 9 августа, которых оппозиция республики объявила сфальсифицированными.

Как только в Белоруссии, некогда дружественной для Латвии республике, начались протесты после президентских выборов 9 августа, глава латвийского МИД Эдгар Ринкевич немедленно призвал к деэскалации ситуации в стране.

Позже лидеры стран Балтии были готовы отправиться в Минск на встречу с властью и оппозицией, но в администрации президента Белоруссии Александра Лукашенко им дали от ворот поворот, посчитав подобный визит неуместным. Тогда Латвия, Литва и Эстония ввели против белорусских чиновников персональные санкции. Несмотря на инаугурацию Лукашенко, власти стран Балтии не признали легитимность его статуса.

"Тайная "инаугурация" Александра Лукашенко в Белоруссии не узаконивает фальсификацию выборов и его статус главы государства. Прискорбно, что голоса белорусского народа и международного сообщества не имеют значения. Только подлинный политический процесс может положить конец политическому кризису в Белоруссии", – написал глава МИД Эдгар Ринкевич в своем Twitter.

Журналист Отто Озолс считает, что Латвия так решительно высказалась по поводу Белоруссии не по собственному желанию, а по указке "старших товарищей". Он уверен в несамостоятельности принятия решения по таким вопросам.

"Я думаю, что МИД Латвии получил какое-то указание. Я не думаю, что они это самостоятельно решили. Есть другие страны, где есть проблемы с демократией, но латышский МИД делает вид, что не замечает. МИД Латвии – конформисты. Что им скажут, то они и будут делать", – сказал Озолс.

Лукашенко для Латвии уже не номер один

История белорусско-латвийских отношений непростая и неоднозначная. Несмотря на то, что Латвию пугала близость Александра Лукашенко с Россией, и кто-то выражал тревогу о желании Лукашенко восстановить СССР, все же с Белоруссией дружили, считались и не осуждали.

Недавно премьер-министр Кришьянис Кариньш ездил в Минск на встречу с главой государства. Латвийский премьер был даже чересчур доброжелателен и мил. Казалось, даже не обращал внимания на колкие фразочки белорусского президента.

 Например, Лукашенко предложил Кариньшу чаще приезжать в Белоруссию, чтобы улучшить навык общения на русском языке. Учитывая остроту языкового вопроса в Латвии и когда-то "травматический" опыт Кариньша в общении на русском, подобные высказывания могли оскорбить премьера. Но не в этот раз.

В завершение встречи Кариньш подарил белорусскому главе хоккейный свитер латвийской сборной с надписью: "Лукашенко номер один". Подарок был сделан не случайно, а с прицелом на то, что в 2021 году Минск и Рига проведут чемпионат мира по хоккею. Однако сейчас от ЧМ Латвия намерена отказаться.

Создается впечатление, что латвийские политики внезапно прозрели, ведь все эти годы, поддерживая дружеские отношения с "диктатором" Лукашенко, Латвия как будто не замечала проблем с правами человека в соседней республике, "нечестность" выборов, "устранение" оппозиционных сил.

Хотя у Латвии есть дипломатический талант не замечать нарушения демократии. Например, недавно страну впервые посетил министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Фейсал бен Фархан Аль Сауд.

Удивительно, как официальный представитель страны, где однополые отношения караются смертной казнью, любезно встречается с представителем нетрадиционной ориентации в лице министра иностранных дел Латвии Ринкевичем.

Искусство молчания и компромиссов

Конечно, геополитика – это искусство диалога. Но тут речь скорее о двойной морали. Где-то Латвия машет рукой, мол, сами разберутся. А где-то бежит вперед паровоза со своим мнением.

Эти двойные стандарты успешно применяются с латвийской стороны в отношении США. После громкого убийства темнокожего Джорджа Флойда в Миннеаполисе, которое вызвало массовые акции протеста и беспорядки в Соединенных штатах, местные власти долго пребывали в растерянности и не знали, как комментировать происходящее.

Даже опасения о возможном начале гражданской войны в Америке не стало поводом для комментария и осуждения случившегося.

Директор Латвийского института внешней политики Андрис Спрудс тогда объяснил отсутствие реакции МИДа или главы ведомства Эдгара Ринкевича тем, что США – важный для страны союзник. Поэтому, по мнению Спрудса, в вопросах внутренних проблем в США, Латвия предпочитает придерживаться общей позиции с Евросоюзом.

"Если ЕС раскритиковал насилие и расизм, который мы наблюдали, то это нормальная конструктивная позиция. Можно, наверное, высказаться и шире, но мы с Трампом союзники, и деликатность здесь не помешает", – сказал Спрудс.

Безусловно, дипломатия – это сложный мир компромиссов. Маленькой Латвии непросто зарекомендовать себя на геополитическом поле.

Помнится, премьер-министр Кариньш сказал о том, что Латвия на международной арене больше не является "младшим братом", к ней прислушиваются и учитывают ее мнение.

Премьер выдал желаемое за действительное, ведь до реализации этой мечты Латвии предстоит еще долгий путь через компромиссы и молчаливое согласие.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме