Ситуация с мигрантами в Литве становится только хуже, и этот кризис уже касается не только балтийской республики, но и всего Евросоюза, заявила литовский премьер Ингрида Шимоните.
Премьер добавила, что как раз после совместного ответа ЕС на инцидент с экстренной посадкой самолета Ryanair Минск "перестал охранять свою границу" с Литвой.
"Этот вопрос касается не только Литвы, это вопрос ЕС. В этом направлении последовательно работает как правительство, так и президент. Я думаю, мы получили большую поддержку: политическую и практическую", – заявила Шимоните журналистам, отметив, что у Вильнюса есть большие надежды на переговоры ЕС с Ираком и Турцией.
Ту же мысль озвучила и президент Эстонии Керсти Кальюлайд.
"Скоординированный поток людей через литовскую границу в последние недели не является кризисом беженцев. Это не миграционный кризис и не только литовская проблема. Это явно гибридный кризис, который может быть опасным для всех трех стран Балтии, а также для НАТО и Европейского Союза в целом", – цитирует Кальюлайд ERR.
Она также призвала "ни в коем случае не преуменьшать или недооценивать эту опасность".
В то же время Евросоюз не спешит помогать стране-члену ЕС. Гуманитарную помощь направили всего 12 отдельных стран, в основном ближайших соседей. В Литву отправят палатки, электрогенераторы, спальные мешки, одеяла, полевую мебель, цистерны с водой. Украина отправит помощь в виде колючей проволоки для обустройства границы с Белоруссией.
Что касается помощи по линии ЕС, Европейское агентство пограничной и береговой охраны Frontex решило увеличить количество офицеров-пограничников до 60 человек и выдать им 30 автомобилей и два вертолета.
Политолог, доцент факультета международных отношений СПбГУ объяснила индифферентное отношение Евросоюза к проблемам Литвы.
С точки зрения Брюсселя, Литва сама способна справиться с тем количеством мигрантов, которые попали на ее территорию из Белоруссии.
"С 2014 года Брюссель обращал внимание на те сотни, тысячи мигрантов, которые прибывали морским путем, например, или через другие территории – через те же Балканские страны, Восточную Европу, но не Литвы. Именно те страны получили определенную поддержку, в том числе связанную со строительством пунктов приема, с их финансовым обеспечением, с оформлением документов, и, конечно, работой людей, которая должна быть оплачена, – все это требует больших средств", – сказала Еремина в разговоре с Baltnews.
"Тем объемы, которые сейчас есть в Литве, – это не то количество людей, которое должно вызывать опасения со стороны Брюсселя, поскольку с наибольшими проблемами по-прежнему сталкиваются Испания, Италия и, конечно, наибольший объем работы приходится на Германию. Сейчас ведь новый принцип взаимодействия государств в общей иммиграционной политике. Он же основан на идее поддержки – каждая страна вносит свой посильный вклад", – пояснила эксперт.
Происходящее с Литвой сегодня – результат позиции по отношению к Белоруссии, откуда и направляются мигранты, а также к ЕС и самим мигрантам.
"За то, что сейчас происходит, скорее, можно пожурить сами литовские власти, которые уделяют недостаточно времени и внимания пограничной проблеме. Это вопрос, связанный по большей части именно с политическими позициями по миграционным моментам, поскольку речь должна идти именно о двусторонних договоренностях Литвы и Белоруссии. Но Литва решила стоять на позиции, что белорусская сторона недоговороспособна, и таким образом, никаких возможностей для переговоров нет".
Литва полностью полагается на поддержку Брюсселя, и эта ситуация все-таки раздражает брюссельских чиновников, добавила Еремина.
"Есть жесткое неприятие миграционной политики со стороны Литвы. Страны Балтии... никогда не сталкивались с такими потоками, какие были в других государствах ЕС. Те мигранты, которые прибывали в Литву, Латвию, Эстонию по квотированию, они стремились оттуда уехать в Германию, Прибалтика была временным пунктом. К мигрантам в Литве относились соответственно. По большому счету, не делалось ничего для того, чтобы создать систему для работы с этой категорией людей".
"А сейчас ситуация поменялась. Уже не Литва принимает людей по квотам, а в Литву проникают люди, которые, понятно, ориентируются не на Литву, и она от них стремится избавиться. Так что брюссельские чиновники скептически воспринимают призывы о помощи, слова о том, что в Литве кризис миграционный, что им тяжело и трудно, и они считают, что тех средств, который выделяют Литве, вполне достаточно для решения проблем самостоятельно, на месте".
Литва сама загнала себя в миграционную ловушку
Начало кризиса из-за мигрантов начался, по сути, с политической провокации со стороны Литвы против Белоруссии, чтобы обвинить ее в кризисе. Если бы была проделана надлежащая работа с обеих стороны, всего этого можно было бы избежать.
"Но страны Евросоюза, прежде всего Литва, отказывается от переговоров, по вопросам миграционной политики в том числе. Это был их выбор, они сознательно отказались работать в этом направлении. Эта позиция, видимо, специально была использована, чтобы обвинить Белоруссию в провоцировании кризиса на территории Европейского союза – якобы Лукашенко мстит таким образом, а Белоруссия сама позволила мигрантам попасть на территорию Литвы. Но ни в коем случае не обвинять себя в том, что сама страна отказывается от соглашения, вообще от переговорного процесса", – сказала политолог.
Литва в последнее время заявляет о росте числа задерживаемых нелегальных мигрантов на границе с Белоруссией. Власти объявили экстремальную ситуацию. По последним данным, с начала года в Литве на границе с Белоруссией задержали более 2,2 тысячи нелегальных мигрантов, что более чем в 27 раз превышает показатели 2020 года.
В основном, по данным ЕС, речь идет о беженцах из Ирака, но есть также мигранты из Ирана, Республики Конго, Камеруна и Гвинеи.
В миграционном кризисе балтийская республика винит Минск. В свою очередь, белорусские власти уже заявляли, что справляются с охраной границы в должной мере.