Выход есть: как Белоруссия сможет ответить на санкции Запада

Дворец Республики в Минске
Sputnik

Александра Павлова

На площадке Центра изучения перспектив интеграции состоялось международное совещание на тему "Россия и Беларусь: союзный ответ западным санкциям". Эксперты дали анализ текущей ситуации и предложили выход из нее.

Администрация президента США Джо Байдена обсуждает возможность введения новых экономических санкций против Белоруссии и главы государства Александра Лукашенко, написал The Wall Street Journal. Представители Госдепартамента намерены ввести ограничительные меры в отношении белорусских калийного и нефтяного секторов.

Одновременно с этим руководитель МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис заговорил об ужесточении санкций со стороны Европейского союза из-за миграционного кризиса в балтийской республике, причина которому, как считает официальный Вильнюс, – в действиях Белоруссии.

С какой целью Запад продолжает оказывать санкционное давление и насколько сильно оно влияет на Белоруссию, обсудили международные эксперты во время совещания "Россия и Беларусь: союзный ответ западным санкциям" на площадке Центра изучения перспектив интеграции (ЦИПИ).

Санкции Запада и их первые последствия

Белоруссия обладает немалым опытом экономического развития под санкционным давлением. Впервые ограничительные меры против республики были введены еще в октябре 2004 года, когда власти США приняли "Акт 2004 года о демократии в Белоруссии".

"Когда был посажен тот злополучный рейс в аэропорту Минска, когда были введены так называемые авиационные санкции, Евросоюз начал обсуждать введение новых санкций. С тех пор появилось новое хобби: [гадать], по каким сферам ЕС и США ударят следующими", – начал руководитель проектов Фонда поддержки публичной дипломатии имени Горчакова Максим Бороденко.

"Чаще всего назывались нефтепродукты, удобрения, доля которых в экспорте Белоруссии немалая. В итоге под санкции попали и нефтепродукты, и удобрения на 789 миллионов евро. Этот ущерб меньше, чем ожидалось", – добавил он, заметив, что ущерб еще может вырасти.

В целом, по оценке эксперта, потенциал введения новых санкций, затрагивающих внешнюю торговлю Белоруссии, сохраняется, но не является критичным.

"Я думаю, что чисто гипотетически это можно обойти. Я не зря сказал про накопленный опыт противостояния и противодействия санкциям. Например, те же нефтепродукты можно было бы реэкспортировать через территорию России. Конечно, это привело бы к росту цены на продукты, но это решаемый вопрос. По удобрениям можно задействовать тот же механизм, и в этом году активно пошел экспорт белорусской продукции через порты Усть-Луга", – сказал Бороденко.

Морской торговый порт Усть-Луга
Морской торговый порт Усть-Луга

Ситуация может осложниться, если санкции введет Украина, однако пока, кроме громких заявлений, власти республики не решаются ввести ограничительные меры в отношении Белоруссии.

"Причина очень прозаична: Украина зависима от импорта белорусских нефтепродуктов. Например, доля белорусского бензина 95-й марки на украинском рынке составляет почти 50%. Если Украина откажется от импорта, ей это дорого обойдется. Я считаю, что у Украины политика [идет] впереди экономики. Ждать от них [можно] чего угодно, но это было бы слишком опасным решением с точки зрения внутренней политики, поэтому пока Киев обходится без задействования данной меры", – указал Бороденко.

С другой стороны, сохраняются риски как для Белоруссии, так и для России в сферах, где у стран нет суверенитета. Речь идет о зависимости от платежной системы SWIFT, высокотехнологичных товаров, операционных систем для ПК, мобильных операторов и фармацевтики:

"К сожалению, здесь [в сфере фармацевтики] у нас тоже нет полного суверенитета. Ряд препаратов мы закупаем за рубежом, и это чувствительный вопрос, хотя хочется надеется, что санкции – оружие, но с точки зрения сохранения лица Запад не будет идти на такие меры, поскольку это очень серьезно ударит по его имиджу, потому что оставлять людей без препаратов и лекарств не очень демократично и гуманно", – добавил Бороденко.

В целом, по данным 2020 года и за январь – апрель 2021 года, во внешней торговле Белоруссии отмечается прирост, отметила старший научный сотрудник белорусского Института экономики НАН Альбина Сибирская.

"Нет такого, что в 2021 году у нас снизилась торговля, – более 100% прирост. Первое место по нашим экспортным и импортным операциям занимает Россия. Затем Польша, Литва, Италия, Германия. Опять-таки все они [продемонстрировали] прирост в 2021 году относительно аналогичного периода 2020-го года", – указала Сибирская.

"Мы видим, что Европа "не пилит сук, на котором сидит". Другое дело – страны Балтии "попали под раздачу", и они действительно пострадают сейчас от своих же санкций", – добавила она.

Экономист предположила, что в настоящее время Евросоюз с их помощью пытается добиться обострения политической ситуации, чтобы вышли на демонстрации сотрудники БелАЗа, работники нефтепромышленной отрасли.

"На данный момент у ЕС нет возможности "положить" экономику страны и снова возобновить беспорядки. Для этого нужны более конкретные санкции. Секторальные, то есть наложение санкций на всю отрасль или сектор, либо отключение от SWIFT", – предположила Сибирская.

С другой стороны, ужесточение ограничительных мер скажется и на самом Европейском союзе, добавила экономист:

"Беларусь в отдельности и как часть ЕАЭС с Казахстаном и Россией, очень сильными игроками, ответит на применение более сильных санкций. По-моему, Евросоюз на такое в данный момент не готов [идти] и вряд ли решится в будущем. К концу года мы увидим статистику с переконструированной экономикой и, в частности, внешней торговлей, но мы не увидим сильного спада ВВП, внешней торговли – того, чем Европа пугает нас".

Миграционный кризис породит новые санкции?

Литва 26 июля призвала Евросоюз ужесточить санкции против Белоруссии в случае обострения проблемы наплыва нелегальных мигрантов, которые проникают из соседней страны на территорию балтийской республики, граница которой является одновременно внешней границей ЕС.

"Если ситуация с миграцией в Литве будет и дальше ухудшаться, то необходимы новые и более жесткие европейские санкции против Белоруссии", – заявил в интервью германской газете Die Welt министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис.

Белорусская сторона не несет ответственность за действия мигрантов, считает экономист Альбина Сибирская. По ее словам, мигранты оформляют у себя визы, при наличии документа они вправе перемещаться по всей территории Белоруссии.

"То, что они лезут через границу, – в чем вина Беларуси? Значит, пусть Европа охраняет свои границы лучше. Да, это один из своеобразных ответов на санкции Европы: вы нам санкции, а мы не будем просто охранять границы", – заявила Сибирская, отвечая на вопрос Baltnews о возможном введении ограничительных мер из-за миграционного кризиса.

"Опять-таки возникает другой вопрос: та же Литва готова была принять белорусов, дать им убежище, но почему-то, когда к ним лезут не белорусы, у них денег и финансирования нет. Опять вопрос к Евросоюзу, а не к Беларуси. Для Беларуси я тут проблемы не вижу. По крайней мере, экономической", – добавила она.

Ректор Института повышения квалификации Георгий Гриц заметил, что европейские коллеги, особенно из Литвы, сегодня активно спекулируют на теме миграции при обсуждении санкций.

"Нужно в целом санкционную войну прекращать, и тогда миграционных проблем, проблем так называемых политических заключенных не будет. Надо садиться за стол переговоров и решать вопрос. Противостояние "коллективный Запад" против "коллективного Союзного государства" – в современном, цивилизованном мире это, скорее, вынужденная мера", – ответил Гриц Baltnews.

Ответ на новые санкции в сильном Союзном государстве

Тем не менее сегодня Белоруссии важно готовиться к новым ограничительным мерам.

Ведущий сотрудник Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Аза Мигранян отметила, что в нынешнем положении республики есть ряд положительных моментов: например, меры пока не носят секторальный характер, продолжают действовать сделки, которые были заключены до введения санкций.

"Есть еще один плюс, которым необходимо воспользоваться, – общее состояние мировой экономики на сегодняшний день. Несмотря на объявленный восстановительный рост ее развития, экономики ЕС и сопредельных стран, непосредственно сотрудничающих с Белоруссией, то есть Прибалтики, Украины, Польши, не готовы на сегодняшний день каким-то кардинальным образом прекращать сотрудничество, особенно то, которое выгодно им финансово. Поэтому мы должны четко разделять коммерческие интересы и политическое давление, которое есть", – указала Мигранян.

Тем не менее Белоруссия не в состоянии противостоять ограничительным мерам в одиночку. Поэтому, как считает Мигранян, необходимо обозначить цель стратегии развития республики в рамках Союзного государства и рассматривать стратегию развития Евразийского пространства.

"Если мы говорим о Союзном государстве, в рамках дорожных карт мы должны заниматься индикативным планированием поэтапного формирования общего рынка капиталов и как минимум гармонизированной платежной системы", – заявила Мигранян.

В этом контексте Мигранян предлагает решить следующие задачи: отказаться от расчетов в долларах и евро, полностью перейти к прямым расчетам и сформировать единую платежную систему.

"Если не переход на платежную систему МИР, то, по крайней мере, ее максимальное вовлечение, поиск так называемых запасных вариантов формирования платежных инструментов, в том числе используя альтернативные SWIFT системы, китайской или российской. Возможно создание некоей гармонизированной, общей системы", – сказала Мигранян.

"То есть первое – факт снижения рисков от валютных колебаний, второе – формирование общего рынка капиталов, так как наиболее серьезные проблемы для белорусской экономики все-таки формируют санкции по ограничению доступа к рынку капиталов Европы", – добавила она.

Также в рамках Союзного государства Мигранян предлагает обратить внимание на создание системы проектов по обеспечению цифровой безопасности, по отдельным видам деятельности промышленного развития, совместные разработки в IT-сферах.

"В том числе создание конкретных проектов между компаниями-производителями в России и, возможно, через ЕАЭС с локализацией в сопредельных странах. Например, через Россию в Казахстан для того, чтобы иметь больше возможностей уходить от прямых санкционных ограничений, в том числе формируя ту самую сложную посредническую схему, где непосредственно производители не могут быть подвергнуты ограничениям", – заявила Мигранян.

"Понятно, что на сегодняшний день ни одна крупная российская компания не рискнет идти на взаимодействие, будут искаться новые формы сотрудничества, и эти формы имеют проблемы с точки зрения повышения затрат, так как возникает дополнительное звено. Но они и создают платформу для новых технологий, новых видов партнерства, современных хабов, которых требует цифровая экономика", – добавила она.

В завершение эксперт отметила важность включения союзных программ в интеграционную систему Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с использованием потенциала партнеров:

"В том числе, и как рынка сбыта, и как рынка посредников. Здесь нужны конкретные проектные подходы с точки зрения индикативного планирования на год, а если мы говорим о стратегии в целом, то нужно четкое целеполагание с пересмотром и сверкой планов как минимум один раз в год", – резюмировала Аза Мигранян.

Добавим, что Европейский союз уже ввел четыре пакета санкций против Белоруссии. Под их действие попали 166 граждан и 15 юридических лиц.

Ссылки по теме