За российские СМИ Германия ответила. На очереди Прибалтика

Цензура

Александр Буртасов

В связи с мерами России в отношении Deutsche Welle в ответ на запрет RT хотелось бы напомнить, что в странах Балтии есть десятки институций и политиков, борющихся с российскими СМИ.

Некрасивая история борьбы германских властей с российским телеканалом RT подошла к закономерной развязке. Под санкционный удар попала германская медиакомпания Deutsche Welle. Сделан этот шаг в ответ на запрет работы RT DE в Германии.

Нельзя сказать, что такая мера была совсем уж неожиданной. Ей предшествовал период озабоченности, причем достаточно долгий (почему настолько долгий – это предмет отдельного разговора). А 18 января, во время визита министра иностранных дел ФРГ Анналены Бербок в Москву, ее предупредили, что дело идет к зеркальным мерам.

Однако, как известно, русские долго запрягают, но быстро едут. И вот в МИД объявили: Москва прекратит вещание Deutsche Welle в России. Должно быть, в Берлине рассчитывали, что Москва ограничится очередным "последним предупреждением".

"В рамках объявленных 2 февраля ответных мер в порядке реакции на недружественные действия ФРГ по запрещению спутникового и иного вещания немецкоязычного телеканала RT DE российская сторона имеет в виду реализовать первый этап ответных мер", – отметили в ведомстве.

Министерство анонсировало следующие шаги:

  • закрытие корреспондентского пункта Deutsche Welle в Москве;
  • аннулирование аккредитаций всех сотрудников российского бюро телерадиокомпании;
  • прекращение спутникового и иного вещания Deutsche Welle;
  • запуск процедуры по признанию организации иноагентом;
  • формирование списка представителей немецких государственных и общественных структур, причастных к ограничению работы RT DE, и запрет им въезда в Россию. В МИД отметили, что обнародовать список не планируют.

Германский регулятор запретил телеканалу RT DE вещание на немецком языке в Германии под предлогом отсутствия необходимой лицензии.

Лицензия, однако, была – только полученная в Сербии, откуда телеканал имеет право вещать в 33 европейских странах, ратифицировавших конвенцию, в том числе в Германии.

Вскоре после этого в отношении RT начали расследование уже во Франции, что уже говорит о некоем общеевропейском плане.

"Нападки на французский офис RT сложно отделить от происходящего с их коллегами в Германии и вот этими какими-то недвусмысленными заявлениями МИД Британии и, конечно, теми якобы докладами, которые вышли чуть более недели назад на сайте Госдепа США. Четыре страны – США, Германия, Франция, ну и Британия подпевает – просто за последние несколько дней объявили настоящую войну российскому телеканалу RT", – сказала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

Вы можете спросить, почему RT получал лицензию в Сербии? Где только не пытался RT зарегистрировать телеканал, откуда только не пытались вещать для немцев. Причина простая – в странах ЕС для российских СМИ вообще создают разного рода препятствия – от бюрократических препон до обвинений и расследований.

В США к российским СМИ также применяются довольно жесткие меры. Известно, RT еще в 2017 году маркировали как иностранных агентов, в то время как другие иностранные телекомпании – тот же Deutsche Welle – под закон о регистрации в качестве иностранных агентов не попали.

Причем отчитываться о работе перед надзорными ведомствами США нужно не только в финансовой форме, но и размещать в своем контенте соответствующие уведомления.

Маркировка "иноагента" не такая безобидная, как утверждают в Минюсте США. Например, из-за нее поисковики и соцсети понижают затронутое СМИ в новостной выдаче. И это в стране, где на любые попытки ограничения свободы слова реагируют очень болезненно.

"Наверное, просто заигрались во вседозволенность. Считаю наш ответ соразмерным и наконец-то решительным. Наверное, он собьет спесь с горячих голов в Европе, которые думают, что им можно все", – заявил по поводу принятых к DW мер Сергей Боярский, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи.

Здесь все-таки можно не согласиться полностью. Ответ Москвы недостаточно соразмерный – все-таки аудитория DW в России несопоставима с аудиторией RT в Германии.

И все же удар попал в цель. В Германии на такой шаг отреагировали весьма бурно. Так, глава Deutsche Welle Петер Лимбург назвал запрет на работу корпункта DW в Москве "чрезмерной реакцией" властей.

"Меры, принятые российскими властями, не поддаются пониманию и являются чрезмерной реакцией, – заявил Лимбург. – С нами поступают так, как поступают со СМИ только в автократиях".

Непонятная реакция? Возможно, в организации, запретившей ретрансляцию российского телеканала, смогут объяснить, и станет понятнее.

"Российское правительство не заинтересовано в свободе слова и мнения, – продолжил представитель DW. – Но даже если мы покинем страну, мы будем еще больше сообщать о России. Российской стороне должно быть ясно: мы не будем игнорировать то, что происходит в России".

В свою очередь Немецкая ассоциация журналистов (Deutscher Journalisten-Verband) призвала власти ФРГ "проявить ответственность за Deutsche Welle и ее сотрудников и выступить с протестом против этого акта цензуры".

"В отличие от пропагандистского канала RT DE Deutsche Welle предлагает независимую и критическую журналистику", – на голубом глазу утверждают в германской организации.

Кем финансируется "Немецкая волна"? Правительством Германии! То есть, как пишут в Facebook и Twitter про российские издания, "поддерживается государством". О какой независимой и критической журналистике тогда может идти речь? Но об этом там не задумываются.

К слову, об общеевропейском плане насчет российских СМИ. Оставим Германию и обратим внимание на Латвию, которая внезапно оказалась причастной к истории с Deutsche Welle. Так, переехать в Ригу московскому корпункту DW сразу предложил латвийский министр юстиции Янис Борданс.

Здесь следует заметить, что самому Бордансу принадлежит очень "демократическая" законодательная инициатива – изменения в Уголовном законе Латвии, предусматривающие лишение свободы на срок до пяти лет за "распространение заведомо ложных сведений" (официально говорится, что о коронавирусе, но де-факто закон могут трактовать шире и применять, в том числе, против политических диссидентов).

Этот же человек с трибуны называет "прислужниками оккупантов" освиставшую его толпу – своих же сограждан. Это к тому, какие люди в Прибалтике поддерживают демократию и свободу слова.

Впрочем, то, что в новостях на тему России, СМИ и свободы слова снова оказалась Прибалтика, – событие закономерное.

Если в Западной Европе и США с российскими СМИ борются относительно демократическими, если так можно выразиться, методами, такими как псевдобюрократические процедуры и финансовые ограничения, то в странах Балтии давление уже давно оказывают без стеснения.

Так было, например, со Sputnik Эстония, чьих сотрудников не только вынуждали разорвать трудовой договор под угрозой уголовного дела, но и, например, закрывали банковские счета, банки отказывались оказывать финансовые услуги, а на частных арендодателей оказывали давление, чтобы они не предоставляли агентству помещение под офис. Не очень-то похоже на свободу ведения бизнеса, за которую так ратуют в ЕС.

В самой Латвии, где с распростертыми объятиями ждут московское бюро Deutsche Welle, под предлогом нарушения санкций ЕС уголовному преследованию подвергаются журналисты-внештатники, пишущие для российских агентств Sputnik и Baltnews. Работают они, следует заметить, достаточно долго, и за все это время претензий по поводу "нарушения санкций" к ним не было.

В Прибалтике запрещали ретрансляцию куда большего числа российских телеканалов. В 2020 году введен запрет на трансляцию семи каналов того же RT. Латвийские спецслужбы признали их "самыми влиятельными каналами ведущейся Россией в странах Запада пропаганды".

В 2021 году "запретительная машина" заработала в полную силу, когда латвийский регулятор запретил ретрансляцию десятков российских телеканалов – в том числе чисто развлекательных, без намека на политику.

На территории РФ, в свою очередь, работает целый ряд СМИ, которые напрямую финансируются из бюджетов западных государств и выражают точку зрения, выгодную для правительств этих стран. И если в России этот факт сам по себе не считается достаточным поводом для претензий, то в той же Прибалтике – вполне.

Ранее российский МИД уже решил запретить въезд на территорию РФ председателю Национального совета по электронным СМИ Латвии Иварсу Аболиньшу и директору Центра государственного языка Марису Балтиньшу.

Однако хотелось бы напомнить, что в Прибалтике есть еще масса политиков, которые инициируют и поощряют давление на российские СМИ, а также институтов, которые его реализуют. Будем надеяться, в Москве придумают на это давление ответ, который был бы адекватным и соразмерным – и предпримут соответствующие шаги. Начало уже положено.

Так что прибалтийским политикам и чиновникам стоило бы обратить на историю с "Немецкой волной" пристальное внимание и радоваться, пока есть такая возможность. За ними есть еще "должок".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме