Прошел первый год пребывания Эгилса Левитса на посту президента Латвии. За это время он не стал для своих избирателей "народным президентом". Русскоязычной части населения Латвии он запомнился рядом ущемляющих права нацменьшинств законов, которые он поддержал, латышам – краевой реформой, которую провели, не спрашивая мнения у самоуправлений.
Сопредседатель Русского союза Латвии Мирослав Митрофанов считает, что со времен восстановления независимой Латвии его можно назвать худшим руководителем. Тем не менее его успех заключается в том, что он пользуется большой поддержкой у представителей правящей коалиции.
"Надо сказать, что он у нас был самым худшим президентом в истории независимой Латвийской Республики. И при этом он был уверен в себе. В отличие от президентов, которые не пользовались поддержкой политической элиты, поэтому они чувствовали себя неуверенно, в этом плане ему, конечно, больше повезло, потому что у него была поддержка и национал-консервативных, и национал-либеральных сил. Фактически весь спектр латышской элиты стоял за спиной избрания Левитса на должность президента, поэтому он мог себе позволить больше", – пояснил Митрофанов в разговоре с Baltnews.
Основная проблема Левитса в том, что у него нет никакой долгосрочной стратегии, считает Митрофанов. И по мере того, как он действовал, становилось ясно – его решения непоследовательны. Тем не менее его есть за что и похвалить:
"Один шаг, безусловно, правильный шаг, который был направлен на обуздание коррупции, когда он предложил увеличить государственное финансирование и снизить зависимость парламентских партий от спонсоров и таким образом развязать им руки для независимой работы".
Что касается остального, все предложенные им инициативы носили "чисто русофобский" и очень примитивный характер, подчеркнул Митрофанов. И такой политический курс Левитс избрал неслучайно, так как причины поволноваться у него есть.
"Он до сих пор боится, что кто-то из национал-радикалов вдруг вскрикнет, что король-то голый, что Левитс не латыш, и в результате все это будут обсуждать и начнут его травить, и он потеряет вес в обществе. Видимо, это главный мотив, который постоянно порождает более-менее серьезные антирусские шаги", – считает Митрофанов.
Наглядный тому пример – закон, принятый по инициативе Левитса и направленный на выдавливание русского языка из телевещания. Этот закон подразумевает сокращение числа русскоязычных каналов на телевидении в пользу программ, транслируемых на официальных языках Европейского союза.
"Это, конечно, ударяет по интересам наиболее обездоленной части русскоязычной части Латвии, тех, у кого в силу возраста и доходов нет возможности выйти в спутниковое телевидение и в интернете, потому что абсолютное большинство среднего возраста и среднего уровня доходов уже там. Тем не менее этот подлый шаг Левитс сделан для того, чтобы доказать национал-радикалам, что он больший национал-радикал, чем они все, вместе взятые", – сказал Митрофанов и добавил, что Левитс в этом отношении всех разочаровал.
8 июля исполнился год с того момента, как Эгилс Левитс стал президентом Латвии. К этой дате президентская канцелярия подготовила отчет о проделанной работе, подчеркнув заслуги главы государства. В то же время некоторые эксперты отмечают, что в работе Левитса существуют и значительные минусы, а журналист Лато Лапса открыто назвал президента лжецом, явно указывая, что он не достоин занимаемой должности.