День дискриминации. Без такого праздника Латвия не может

Законы Латвии
© Baltnews

Александр Гильман

Президент Латвии предложил ввести новый праздник – День латышского языка. По факту – день унижения нацменьшинств. Эгил Левитс лучше многих понимает суть отечественной государственности.

После длительных раздумий президент Латвии Эгил Левитс провозгласил принятые Сеймом 8 апреля изменения в законе "О высшей школе". Нормальным образом президент обычно провозглашает законы в течение недели, сейчас это заняло 18 суток.

Дорогой госязык

Левитс пояснил суть своих сомнений. Изменения были вынуждены: Конституционный суд в прошлом году признал, что требование проводить все высшее образование в стране на латышском противоречит Сатверсме, и поручил Сейму до 1 мая исправить ситуацию.

Сейм долго тянул резину и решение суда выполнил издевательски: разрешил преподавать только на языках Евросоюза и не больше пятой части учебных часов. Но президента и это не устраивает – само по себе допущение иностранного языка в сферу высшего образования есть покушение на основы. Однако и не провозглашать нельзя: иначе вообще никаких ограничений не будет – ужас-то какой...

Президент Латвии Эгилс Левитс
Президент Латвии Эгилс Левитс

Фракция "Согласия" голосовала против закона и сразу заявила, что новое заявление в Конституционный суд готово: частные вузы должны иметь право вести бизнес, как считают нужным, фактически Сейм проигнорировал суть судебного решения. Так что история будет иметь продолжение.

Поэтому президент решил нанести упреждающий удар: направил письмо Кабинету министров, объясняя, как правильно защищать государственный язык. Очень важно запретить требовать при устройстве на работу знание русского языка. Такой запрет в законе имеется, но президент подчеркнул, как важно "искоренить подобные необоснованные требования, затрудняющие жизнь и карьеру многих людей в Латвии, а также не способствующие формированию сплоченного общества на основе латышского языка как единственного государственного".

Это замечательно.

То, что требование знать латышский затруднило жизнь и карьеру многим русскоязычным, хорошо и правильно – это же люди второго сорта. Но то, что подобное требование, причем на сугубо частном уровне, затрудняет жизнь людям первосортным, – категорически недопустимо. Первосортные вправе заставлять всех с ними считаться, даже если их упорное нежелание говорить с клиентом на его языке бьет по интересам работодателя.

Интересен и взгляд главы государства на английский: учить его важно, но говорить на нем не надо, "предотвращая деструктивное влияние на латышский". И надо "обеспечить возможность изучать в латвийских школах как второй иностранный один из официальных языков ЕС". На самом деле сейчас обычно в качестве второго иностранного предлагают немецкий, французский или русский. Поскольку русский – не язык Евросоюза, а третий иностранный обычно в программу не входит, мысль очень прозрачна.

Праздник к нам приходит

Но самое сильное предложение – это "необходимость введения Дня государственного языка 15 октября и формирования традиций его празднования в разных общественных группах, что создаст позитивную платформу для укрепления позиций латышского языка как единственного государственного".

Сегодня, как ни странно, такого праздника в Латвии не существует. В законе "О праздничных, памятных и отмечаемых днях" упомянуто 15 праздников и шестнадцатый – раз в пять лет во время Праздника песни. Это очень удобно для тех, кто работает по сменам, – оплата вдвойне. И плохо для дворников: надо не забывать вывешивать флаги – к счастью, только в пять из этих дней.

А памятных и отмечаемых дней аж 28. Запомнить это невозможно, денег за них не платят, и флаги вывешивать надо только в траурные дни – их тоже только пять. Боюсь, что чересчур усердный и просвещенный дворник, который решит отметить флагом День Европы (9 мая), будет наказан.

Но среди этих двадцати восьми Дня государственного языка нет! 25 апреля 2019 года этот недочет пытались устранить. Сейм в первом чтении принял поправку к закону, предложив этот день отмечать 13 мая, в годовщину рождения Юриса Алунанса, основоположника поэтического латышского, придумавшего не менее 500 слов современного языка.

А дальше что-то пошло не так. 1 октября того же года Эгилс Левитс обратился в комиссию по правам человека и общественным делам Сейма с предложением перенести День государственного языка на 15 октября. Мотивировка простая – к черту Алунанса, нам куда важнее священная дата, когда латышский был объявлен государственным в Конституции: в этот день 1998 года – всего через 80 лет после образования Латвийской Республики. Раньше как-то обходились без этого, но вот стало невмоготу, и судьбоносное решение было принято.

Не знаю, почему депутаты ослушались президента, но за полтора года никакого движения в рассмотрении закона я не обнаружил. Мы так и живем с предыдущей редакцией, отмечая всего ничего – 28 дней в году.

А это серьезное упущение. Хотя в году еще остается 365 – 15 – 28 = 322 бесхозных дня, 15 октября выделить очень важно. Потому что этот день в истории страны отмечен дважды и однотипно. В 1991 году Верховный Совет страны принял решение, сделавшее негражданами более 800 тысяч латвийцев – треть тогдашнего населения страны.

И 15 октября 1998 года по нам фактически ударили повторно: ведь весь смысл государственного статуса латышского языка заключается в дискриминации русского. К чему у нас претензии в политике Латвии, если в двух словах? В ситуации с языком и гражданством. И оба важнейших решения в этой сфере приняты 15 октября. Так и назовем "День Дискриминации". Он говорит о Латвии больше, чем все остальные отмеченные в законе даты.

Есть разные подходы к объяснению национальным меньшинствам сути официального языка. Вот Пушкин нескромно гордится своим гением:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

Логика такова: конечно, гордому внуку славян (поляку или украинцу), финну, тунгусу и калмыку обидно, что их народы не имеют государственности. Но у русских есть Пушкин, и его величие должно примирять с судьбой.

Законодатели, решая отметить день рождения Юриса Алунанса, рассуждали примерно так же: у нас есть родоначальник поэтического языка, через его заслуги мы предложим всем жителям страны радоваться красоте латышского. Достойный подход: суть государственности – в развитии языка, в появлении новых алунансов, которые сделают этот язык еще прекраснее. А еще правильнее было бы назвать праздник днем латышского языка: он хорош и без государственного статуса, во всяком случае Алунанса вполне и так устраивал.

Президент рассуждает совершенно иначе. Государственный язык – это дубинка, это способ отделения своих от чужих, механизм подавления инородцев, чтобы много о себе не думали. И в тот день, когда он с горечью подписывает закон, недостаточно угнетающий другие языки, важно предложить еще больше увеличить насилие в этой сфере.

Поэтому день госязыка будет обязательно введен. И его заставят отмечать в первую очередь в русских школах и детсадах. Знай свое место, раз уж родился у неправильных родителей!

В русскоязычных социальных сетях Левитса резко критиковали за его письмо правительству. Не сдерживали себя даже вполне лояльные и корректные комментаторы. А мне кажется, что все естественно.

Суть латвийской государственности в создании преимуществ титульным перед инородцами. И потому стране необходим день кнута, день унижения. Вряд ли президент помнит, что постановление о негражданах принято тоже 15 октября. Но тут уже срабатывает логика драматургии самой жизни. Латвия немыслима без Дня дискриминации.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме