Брюссель не может уронить цены на газ. В отличие от Москвы

Оборудование для добычи газа
© Sputnik / Александр Гальперин

Пауль Томсон

Брюссель не может успокоить рынки природного газа, не предлагая никаких оперативных мер обуздания цен. А его планы на будущее пока выглядят туманными.

Представитель Эстонии в Еврокомиссии, комиссар альянса по делам энергетики Кадри Симсон обещала депутатам Европарламента представить к концу года проект реформы рынка природного газа и тем самым избавить европейцев на будущее от скачкообразных изменений цен.

Рынок на обещание Брюсселя не отреагировал, но он немедленно отреагировал падением цен на заявление президента России Владимира Путина, сделанное почти между делом по поводу готовности его страны увеличить продажи газа европейским заказчикам.

Заявление главы государства, компании которого обеспечивают не менее трети потребности Евросоюза в природном газе, в принципе, неизбежно и обязательно влияют на поведение игроков рынка фьючерсов, то есть контрактов на будущие поставки самого востребованного сейчас на континенте товара.

Так, цены ноябрьских фьючерсов на специализированной бирже ICE Futures голландского газового хаба TTF, как немедленно поведали вдохнувшей с облегчением общественности все европейские издания, обвалилась с невероятных более чем 1600 евро до 817 евро за тысячу кубов.

Это тоже многовато и, пожалуй, непосильно для многих европейских промышленных потребителей. Но тенденция к снижению напряженности в Евросоюзе, возникшей из-за ценового кризиса и острого дефицита энергоносителей, совершенно очевидна.

Россиянам, должно быть, приятна такая очевидная демонстрация влияния главы государства на европейские рынки, а также способность их страны вытащить Евросоюз из кризиса.

А вот многим "друзьям" Москвы это наверняка не понравилось. К тому же биржи почему-то не обратили внимания на обещания Брюсселя и, в частности, комиссара Симсон уладить на будущее проблему скачкообразных перемен в ценах, что на фоне российского триумфа выглядит особенно заметно.

Да еще и после абсурдных и неоднократно опровергнутых попыток обвинить россиян в создании дефицита природного газа в Европе. Россия, возможно, использует кризис нехватки энергоносителей в Евросоюзе, чтобы напомнить, кто именно и почему всячески тормозил запуск нового газопровода "Северный поток–2", но тут уж она в своем праве.

Особенно если учесть, что Москва, уменьшая цены на собственный товар, сама отказывает себе в дополнительной прибыли и тем самым проявляет добрую волю и готовность помочь Евросоюзу справиться с дефицитом.

Попытка Брюсселя успокоить рынки явно не удалась

"К концу года я предложу проект реформы газового рынка и рассмотрю в этом контексте вопросы, связанные с хранением и безопасностью поставок (газа)", – сказала Кадри Симсон, комиссар ЕС по вопросам энергетики, депутатам Европарламента на пленарном заседании 6 октября.

Комиссар по делам энергетики признала, что неожиданный скачок цен на энергоносители болезненно ударил по наименее обеспеченным жителям стран альянса, на инвестициях в бизнес и может существенно замедлить восстановление экономики Евросоюза после коронавирусного кризиса.

Брюссель, по словам Симсон, намерен решать проблему избегания будущих кризисов, а не преодоления текущего ценового шока, посредством инвестирования средств в хранилища газа, придание рынку большей устойчивости и в инфраструктуру для сжиженного природного газа, то есть в повышение способности европейского рынка реагировать на перепады цен.

Объективности ради надо отметить, что Кадри Симсон предприняла попытку "успокоить" рынки, заявив, что у стран альянса, в целом, и сейчас достаточно газа в хранилищах, чтобы продержаться до весны. "Подземные хранилища газа заполнены более чем на 75%. Это меньше, чем в среднем за последние десять лет, но достаточно для покрытия потребностей зимнего сезона", – сказала комиссар парламентариям.

На депутатов эти слова, возможно, и подействовали успокаивающе, но на специалистов и трейдеров - нет. Поскольку, как пояснили эксперты, отбор газа из хранилищ, естественно, зависящий от того, насколько холодной будет зима, может превысить 71% всех запасов. Как это было, например, зимой три года назад.

А если вновь остановятся из-за обледенения ветрогенераторы в Германии и Дании, что уже случалось, то потребление газа резко возрастет, так как европейские страны постараются компенсировать нехватку электроэнергии за счет увеличения мощности газовых электростанций.

То есть имеющиеся запасы газа в хранилищах позволяют "пройти по краю" лишь при условии благоприятных зимних условий. Что, естественно, лишь отчасти успокаивает потребителей, которым не нравится перспектива жестко контролировать расход газа и молиться о теплой зиме. Недавние сообщения об ожидаемо холодной зиме вновь немного подняли цены на газ после резкого их падения, последовавшего в результате заявления Москвы.

Ну а пока можно подумать о прямой финансовой помощи

Иными словами, ни газовые трейдеры и перекупщики, ни депутаты, которых мучают вопросами избиратели, напуганные цифрами в счетах за электричество и газ, не услышали в выступлении комиссара Симсон ничего нового. Ничего, что способно бы было оказать заметное влияние на рыночную ситуацию.

За исключением, возможно, намеков на то, что Брюссель склоняется к предложению Испании заняться в будущем централизованными закупками стратегического запаса природного газа. Такую идею Мадрид выдвинул ранее в качестве варианта решения проблем с энергоносителями, продвигая, по сути, план взятия Брюсселем под контроль контрактные отношения с зарубежными экспортерами. Что довольно многим и в Евросоюзе, и в странах-поставщиках газа на очень нравится.

Депутаты дополнили краткое выступление комиссара Симсон рассуждениями о несбалансированной "зеленой политике" Еврокомиссии, о засилье спекулянтов на европейских газовых рынках, о раздутой практике хеджирования, то есть перестрахования контрактов на будущую поставку газа, и игры с этими вторичными ценными бумагами, что усиливает тренд роста цен.

Предполагается, что готовящийся в Брюсселе проект реформы "Газовой директивы" будет содержать и меры ограничения возможности и масштабов использования стратегии хеджирования на газовых рынках Евросоюза.

В качестве краткосрочных мер поддержки потребителей газа комиссар Кадри Симсон от имени Еврокомиссии предлагает национальным правительствам оказывать целевую помощь соотечественникам в виде прямых выплат тем, кто более других подвержен риску энергетической бедности.

Можно также сократить, если такие имеются, налоги на энергию, а теряемые на этом бюджетные средства компенсировать за счет повышения других налогов. Для помощи разрешается использовать часть выручки от продажи сэкономленных квот на выбросы углерода на биржах.

Кстати, именно так, как сообщалось, собирается поступить и родная страна комиссара Симсон. Но насчет использования этих денег для прямых выплат наименее обеспеченным группам никто ничего не говорил.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме