"Болеют все одинаково": мифы националистов о русских Латвии не отражают реальность

Пост сестры у палаты интенсивной терапии в коронавирусном отделении Даугавпилсской региональной больницы
© Sputnik / Sergey Melkonov

Вера Волкова

Тема: Коронавирус наступает

То, что в Латвии не хотят прививаться и болеют коронавирусом только русскоязычные жители, миф, выгодный властям. Но от этого русским Латвии не легче.

В Латвии успешно распространился миф о том, что в стране тяжело болеют коронавирусом только русскоязычные. Несмотря на то, что, согласно статистике, латыши действительно прививаются чуть охотнее русскоязычных, разрыв не так велик, как это преподносят те, кому это выгодно.

"Русскоязычные в стране не прививаются", – звучит как факт, обобщенно и категорично. Но на деле все не так.

В больницах слышна русская речь

Началось все с того, что старший пульмонолог Клинической университетской больницы им. П. Страдыня Зайга Кравале рассказала о некой тенденции, которая наблюдалась в больнице.

По ее словам, четыре из пяти госпитализированных пациентов – это русскоговорящие жители Латвии.

"Четыре из пяти пациентов – русскоговорящие. У нас ощущение, что эта группа пациентов – не те, кто против вакцинации, но это пациенты, которые как-то не услышали эту информацию. С ними недостаточно, может, говорили", – сказала она.

С аналогичной ситуацией, возможно, столкнулись и в Восточной больнице. Руководитель Латвийского общества больниц Евгений Калейс отметил:

"Русскоязычное население получает информацию из других источников, и, очевидно, эти источники не слишком правильные, или они не дают достаточно информации о том, что делать. И поэтому люди не пользуются информацией, которая предлагается на государственном языке".

Националисты ищут крайнего

Врачи таким образом попытались обратить внимание властей на важную проблему – отсутствие коммуникации с русскоязычными жителями Латвии, а те, кто у руля, стали использовать это для своих политических очков.

В борьбе за одобрение своего электората, националисты готовы вмешивать в политические игры даже детей. И даже пандемия, которая касается всех и каждого, не в силах остановить латвийский национализм.

Например, министр культуры Наурис Пунтулис считает причина, по которой русскоязычные пожилые люди попадают в больницы из-за осложнений COVID-19, вовсе не связана с отсутствием коммуникации с ними.

"Низкий охват вакцинацией против COVID-19 в Латвии и регионах в целом является результатом постсоветского наследия", – заявил он.

Проблему недостаточного информирования на русском проигнорировали, а заявление врачей взяли за повод, чтобы в очередной раз разделить общество на своих и чужих.

Комиссии Сейма по вопросам гражданства, миграции и социальной сплоченности на днях дискуссировали о возможности информировать русских о вакцинации на родном языке. В ходе дебатов пришли к выводу – информировать о прививках на русском в Латвии не дает закон о госязыке.

Политики пришли к выводу, что необходимо искать новые, нетрадиционные каналы связи. Но что-то подсказывает, что этот процесс может сильно затянуться. Ведь куда проще найти крайнего, чем построить диалог.

Латвия очень боится поступиться своими нормами госязыка, поскольку считает, что страна развалится, как только в ней официально прозвучит русская речь – и эта паранойя только усугубляется пандемией.

Если посмотреть на опыт соседних стран, то там призывы вакцинироваться звучали на разных языках, в том числе и на латышском. Это не подорвало независимость этих стран, но ускорило темпы вакцинации. Но для националистов в Латвии – это страшный сон.

Невозможность говорить о вакцинации на русском связана не только с законом о госязыке: сейчас речь идет о соревновании на звание "лучший националист пандемии".

Политики упражняются в упорстве по донесению своей позиции в вопросе русского языка и непреклонно стоят на своем даже несмотря на то, что речь идет о жизнях людей.

Не хотелось бы идеализировать ситуации, сказав, что после призывов на русском темпы вакцинации взлетят до небес, однако для немалой части населения это был бы символ, который мог бы побудить их прививаться. Пока символу уважения и заботы о коренных жителях Латвии – русскоязычных – не суждено появиться.

Еще одна из причин проста и банальна. Националистически настроенные политики просто не умеют говорить с русскоязычными, даже не знают как. Попытались вроде с рекламной кампанией и провалились, отправив вместо прививки русскоязычных к праотцам. Один из плакатов социальной кампания "Два миллиона причин вакцинироваться!" вместо мотивации прививаться из-за некорректного перевода вызвал только смех.

Хотя бы к праотцам не отправили. В скандальной латвийской рекламе снова осечка >>>

Впрочем, и на латышей рекламная кампания особого эффекта не возымела. Ведь противников вакцинации достаточно как в одной, так и в другой этнической группе.

Разрыв мнений по поводу опасности коронавируса не так велик, как это пытаются представить сейчас, учитывая, что с русскоязычными и вовсе не разговаривают о COVID-19.

Опрос SKDS отражает следующие тенденции в стране: среди русскоязычных жителей порядка 30% тех, кто недооценивает опасность вируса, а среди латышей такого же мнения придерживаются – 22%. То, что болезнь на самом деле опасна, считают 46% русскоязычных и 58% латышей.

Руководитель центра общественной политики "Providus" Ивета Кажоки заявила, что многие невакцинированные русскоязычные далеко не радикальные антипрививочники, они готовы к диалогу.

"Тех, кто не был вакцинирован, но готов рассмотреть вопрос о вакцинации, в два раза больше в русскоязычной группе, чем в группе носителей латышского языка, и не наблюдается такого, чтобы русскоязычное население было особенно настроено против вакцинации", – сказала Кажока.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме