Дипломатия по-английски: вводим санкции, но тут же бежим на переговоры в Кремль

Сторонник Brexit на торжественных мероприятиях, посвященных выходу Великобритании из ЕС (Brexit Party) на площади Парламента в Лондоне вблизи Вестминстерского дворца
© Sputnik / Джастин Гриффитс-Уилльямс

Илья Круглей

Руководство Великобритании жестче других стран Запада требует ввода новых рестрикций против РФ, включая ее энергетические компании. При этом Лондон активно пытается вести диалог с Москвой и даже сам просит у нее аудиенции для своих глав МИД и Минобороны.

Правительство Великобритании в последние месяцы, если посмотреть на заявления политиков и действия МИД страны, ведет себя еще более воинственно по отношению к России, чем другие страны Запада, в том числе и США. При этом Лондон уже давно пытается выпросить у Кремля аудиенцию для прямого диалога между высшими должностными лицами.

Складывается весьма необычная ситуация. С одной стороны, Британия активнее других накручивает истерию вокруг якобы нападения России на Украину и даже готовит очередной пакет санкций. И это при том, что даже заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд на днях заявила, что руководство Соединенных Штатов считает бессмысленным вводить санкции против России, не дождавшись "вторжения".

С другой стороны, глава британского МИД Элизабет Трасс, а также министр обороны кабинета консерваторов Бен Уоллес намерены приехать в Москву. Официальная цель визита – проведение конфиденциальных переговоров с главой МИД РФ Сергеем Лавровым и министром обороны Сергеем Шойгу.

Логика Лондона: утром санкции, вечером переговоры

Стоит напомнить, что Лиз Трасс трудно назвать министром, который питает к Москве хоть какие-то дружественные чувства. Именно она не так давно, специально позируя перед телекамерами, ездила на танке в Эстонии в максимальной близости от российской границы. Именно она в ходе своего визита в Австралию выступила с пафосной речью об Украине, которая обладает "древнейшей историей, которую терзали то монголы, то татары".

Более того, переговоры британских министров с российскими будут проходить на фоне подготовки Лондоном новой порции санкций против Москвы. Как недавно написали в The Times, рестрикции могут затронуть активы не только определенных олигархов из РФ, но и энергетических компаний.

"В настоящее время мы можем вводить санкции только против тех, кто напрямую вовлечен в деятельность по "дестабилизации" на Украине. Мы собираемся расширить перечень, чтобы любая компания, представляющая интерес для Кремля и российского режима, могла подпасть под действие санкций", – заявила на днях Лиз Трасс.

На фоне все этого кажется довольно странным, что Лондон сам хочет диалога с Москвой, причем между высокопоставленными лицами. Кстати, желание руководства Великобритании говорить с политиками из Кремля наблюдалось весь 2021 год. Премьер-министр страны Борис Джонсон регулярно проводил телефонные переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным, причем нередко именно Лондон был их инициатором.

Даже сейчас британский премьер сделал два противоречащих друг другу шага. Он отправил Лиз Трасс и Бена Уолесса в Москву, чтобы "улучшить отношения с Россией", но одновременно с этим заявил о том, что военный контингент Туманного Альбиона в Эстонии будет удвоен.

Как отметил в комментарии для Baltnews исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов, нужно различать два плана – идеологии и реальности. В плане идеологии они никогда не смогут договориться. Вся публичная риторика говорит о недоговороспособности и желании играть мускулами.

"Недавно в экспертом сообществе РФ был отмечен весьма интересный факт – в насквозь идеологическом заборе Запада есть дыры, через которые просвечивает политический реализм. С одной стороны, внешнеполитические ведомства США и Великобритании не в состоянии снижать накал риторики, иначе "не поймут". Но с другой – все больше знаков того, что нужно вести разговор помимо ценностных установок. Это и оговорки разного рода отставников и военных, и сам порядок действий. Если бы руководство Великобритании, США и других стран Запада шло вслед только за своей идеологической линией, то никакой диалог вообще не был бы возможен. Тем не менее они скрипя зубами все же пытаются вести переговоры", – заявил эксперт.

По его мнению, более агрессивная риторика Лондона в сравнении с европейскими странами и в отдельных случаях даже по сравнению с Вашингтоном – это не игра в доброго и злого полицейского. Когда мы говорим о риторической истерии, как правило, больше всех визжит не тот, на ком больше ответственности, а наоборот. Если уж разбирать реакцию британской стороны как симптом, то становится понятно, что все в конечном итоге зависит от решений Госдепа и Белого дома.

Британское правительство, в отличие от американского, несет гораздо меньшую ответственность за отношения России с Западом (Европы и США). Возможно, именно потому Лондон может позволить себе даже на фоне предстоящих переговоров министров нагнетать истерию и готовить новые санкции против Москвы.

Почему все хотят говорить с Кремлем?

С начала 2022 года на мировой арене наблюдается весьма интересный тренд. Параллельно с нагнетанием русофобской истерии на Западе все больше политиков из европейских стран и США проводят встречи или видео звонки со своими российскими коллегами.

Глава британского МИД – не единственное высокопоставленное лицо Старого Света, которое хочет разговора с министрами из РФ или еще более высокими по должности чинами в руководстве России.

В середине января в Москве побывала глава немецкого МИД Анналена Бербок. Несмотря на ее явно проамериканскую настроенность и регулярную критику в адрес "Северного потока–2", переговоры прошли вполне адекватно.

От Бербок не прозвучало никаких обвинений в том, что Кремль "сорвал переговоры" или выдвинул неприемлемые для Евросоюза условия по дальнейшему сотрудничеству.

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и министр иностранных дел Германии Анналена Бербок на встрече в Москве, 18 января 2022
Пресс-служба МИД РФ
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и министр иностранных дел Германии Анналена Бербок на встрече в Москве, 18 января 2022

Почти параллельно с этим Владимир Путин также переговорил с французским президентом Эммануэлем Макроном. Разумеется, следует не забывать и встречу в январе этого года Сергея Лаврова с госсекретарем Энтони Блинкеном в Женеве.

Кстати, через несколько недель замгосекретаря США Виктория Нуланд сообщила, что в феврале главы внешнеполитических ведомств России и Соединенных Штатов вновь продолжат разговор.

По сути, представители Великобритании идут "в хвосте" длинной вереницы дипломатов Запада, желающих как можно быстрее организовать переговоры с Кремлем.

Одна из мотиваций Лондона вполне ясна: он, как и континентальная Европа, хочет быть в курсе важнейших переговоров с Россией, которые от имени коллективного Запада ведут представители Соединенных Штатов. Возможно, Британия, как и ФРГ с Францией, хотят как-то влиять на ход этих переговоров, используя антироссийскую истерию в качестве элемента торга.

Однако проблема в том, что Россия на все их старания не особо реагирует. Впрочем, для Лондона в таких контактах с Кремлем есть и еще одна мотивация.

"Инициатива встречи на уровне министров исходила именно от британской стороны. Судя по дипломатическому протоколу, право приглашающей стороны в таком случае достается именно России. Говорить пока что не о чем, и нет никаких серьезных предпосылок для того, чтобы между Москвой и Лондоном были подписаны какие-нибудь эпохальные соглашения. Именно поэтому британцы идут в РФ, а не наоборот", – заявил Baltnews директор Центра политического анализа Павел Данилин. 

Однако, по мнению эксперта, если Кремлю этот малозначимый диалог не нужен, то для лидера Великобритании – это хрупкая соломинка, которая в нынешней политической ситуации может превратиться в спасательный для Джонсона канат.

"У премьер-министра Великобритании сейчас большая проблема из-за скандала с нарушением карантинных мер – проведенная политиком вечеринка в разгар пандемии все сильнее портит его репутацию и даже ставит под вопрос его дальнейшую карьеру. Сам факт визита министров в Россию отвлекает аудиторию в Англии от этой неприятной истории.

Более того, после диалога с Лавровым и Шойгу в Лондоне будут лучше понимать, как выстраивать действия своих министров в дальнейшем. При этом для Джонсона будут приемлемы оба сценария. Если глава британского МИД закатит скандал, можно сфокусировать внимание на антироссийской истерии. Если встреча пройдет спокойно, тогда можно потом всех уверять, что именно благодаря инициативе лидера Великобритании Россия так и не "напала" на Украину", – подвел итог эксперт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме