Спор о биографии. Что президент Латвии собирается сделать с "клеветниками"

Президент Латвии Эгилс Левитс

Президент Латвии Эгил Левитс опроверг слухи о своей биографии и рассказал, собирается ли судиться с автором книги "Самозванец".

Президент Латвии Эгил Левитс прокомментировал все факты своей биографии, изложенные в новой книге Лато Лапсы "Самозванец", пишет rus.tvnet.lv.

Левитс указал, что его мама Ингеборга Барга родилась в 1926 году и после свадьбы получила фамилию Левита. Его бабушка – Августа Барга – родила свою дочь в раннем возрасте, и тогда это "не приветствовалось", поэтому Ингеборгу удочерили ее бабушка и дедушка – Карлина и Янис Баргс. Решение об усыновлении было принято в конце 1926 года Елгавским областным судом.

"Поэтому официально по документам моя мать считается дочерью не своей биологической матери Августины Барги (после вступления в брак – Августины Эрмансоне), а дочерью своих бабушки и дедушки – Карлины Барги и Яниса Баргса. Другими словами – бабушка и дедушка удочерили свою внучку", – заявил Левитс.

"Курьезность ситуации заключается в том, что по документам получается, что моя мать родилась, когда ее матери было уже 55 лет. Это физиологическая редкость, которую упустили те, кто меня очерняет", – добавил президент.

О факте удочерения сам Левитс узнал достаточно поздно, но всегда знал, что его настоящей бабушкой является Августина Эрмансоне, а прабабушкой – Карлина Барга. Позже его бабушка Августина вышла замуж за Яниса Эрмансона, и они вместе с прабабушкой Карлиной были депортированы. Прадедушка Янис Баргс к тому времени уже умер.

Отец самого Левитса был скрытным и ничего не рассказывал. Президент предположил, что это связано с тем, что во время Холокоста весь род отца был уничтожен.

Комментируя слухи о своем гражданстве и отвечая на вопрос, почему гражданство он получил в 1985 году, хотя эмигрировал в 1972 году, Левитс сообщил, что в этот период у него был паспорт негражданина (alien) Германии.

"Одновременно с этим у меня был паспорт Латвии, однако он в Германии считался "неэффективным", потому что Латвия существовала только de jure, а не de facto. После восстановления независимости в 1992 году я зарегистрировался как гражданин. Однако тогда в Германии невозможно было двойное гражданство. Если человек получал гражданство другой страны (в моем случае – Латвии), он автоматически лишался гражданства Германии. С тех пор я гражданин только Латвии", – добавил президент.

Что касается возможного судебного разбирательства с автором книги, по словам Левитса, тогда он должен будет вникнуть в то, что говорится в книге, однако, по информации президента, включенные в произведение оценки "никто не воспринимает всерьез".

Левитс также обратил внимание на тот факт, что как президент обладает высшим уровнем доступа к государственной тайне. Он утверждает, что прошел высокие критерии отбора, чтобы получить этот доступ:

"У меня есть этот доступ, и это в значительной степени ответ на фактологические вопросы".

"Самозванец" Лато Лапсы

"У нас есть руководитель страны – самозванец. Человек, который выдает себя за другого. Человек, который сознательно лжет обществу, – цинично и бессовестно. Он врет о своем гражданстве. Врет о своих родителях. О своих предках. Почему Эгил Левитс врет? О чем еще он лжет, нам не известном? Как случилось, что такому патологическому лжецу доверили государственную тайну? И что он с нею делает? Ответы на этот вопрос могут потрясти всю страну", – пишет в своей книге журналист Лато Лапса.

Лапса, ссылаясь на архивные документы, утверждает, что президент Латвии Эгил Левитс выдумал себе "идеологически правильных" родителей, а также годами врал о гражданстве, эмиграции, детстве и молодости.

Книга вызвала неоднозначную реакцию общественности. Некоторые начали проводить собственные расследования. Например, независимый депутат Алдис Гобземс выяснил, где жила семья Левитса и кем работала его мама.

"Я провел небольшое исследование. Ранее опубликовал призыв откликнуться знающих людей, которые могут объяснить, жили ли на улице Ленина, 59 (рядом с Угловым домом) чекисты, потому что этот дом соединялся с домом на ул. Ленина, 61 (Угловым домом). Я задал этот вопрос, потому что в заявлении Эгила Левитса указан адрес улица Ленина, 59, квартира 4", – пишет Гобземс на портале Pietiek.com.

По словам Гобземса, бывший депутат и журналист Карлис Сержантс рассказал, что последний латвийский генерал КГБ подтвердил ему, что лестничные пролеты обоих зданий на пятом этаже были соединены дверью. Об этом знали те, кто переняли документы КГБ, но скрыли информацию, что в этом доме были конспиративные или служебные квартиры КГБ.

Кроме того, Гобземс нашел на periodika.lv статью "Дом ЧК – высшая точка Риги" в газете Latvija от 7 июля 1973 года.

"На Ленина, 61, в подвалы ЧК со специальными одиночными камерами попадали все политические, которые в ходе процесса пытались представить и как взломщиков. В народе это место называли самой высокой точкой Риги, с которой всю Сибирь видно. В домах на улице Ленина (Бривибас), 57, 59 жили только семьи чекистов", – приводит портал выжимку из статьи Гобземса.

Он также отмечает, что редактором газеты Latvija в свое время была и Ингеборга Левита – полная тезка мамы Эгила Левитса.

"Вопрос остается. Лгала ли газета Latvija за 7 июля 1973 года, что на улице Ленина, 59 жили только семьи чекистов? И лгал ли знакомый Карлису Сержантсу генерал КГБ, что Угловой дом на Ленина, 61 был соединен с домом на Ленина, 59? И последний вопрос. Могли ли диссиденты жить так близко от главных застенков ЧК?" – заключил Гобземс.

Ссылки по теме