"Какие милые зверушки": политическая жизнь Латвии полна тщательно скрываемых драм

Рижская дума
© Sputnik

Александр Гильман

Богемная личность, детский писатель, этнограф, историк и депутат Рижской думы Марис Мичеревскис последовательно ставит в тупик партийное руководство.

Есть в журналистике такой замечательный жанр – автор рассказывает о своих наблюдениях за природой. Идет в лес или поле с фотоаппаратом и, притаившись, рассматривает, что делают там разные птахи, козявки и зверушки, а потом описывает это нам. Очень приятное чтение.

Я (автор Александр Гильман – прим. Baltnews) хочу предложить несколько подобных заметок из жизни совсем других "зверушек" – политических. Как и их лесные собратья, они интригуют, конфликтуют и при этом тщательно стараются скрыться от человеческого взора. Думаю, что будет тоже занимательно.

"И снова здравствуйте!"

Прошлой осенью много шума наделал депутат Рижской думы Марис Мичеревскис. Богемная личность, детский писатель, этнограф, историк, он уже второй раз подряд был избран в Думу.

Депутат Рижской думы Марис Мичеревскис
Депутат Рижской думы Марис Мичеревскис

Каждому думцу на тот момент был положен пропуск на автостоянки, которые принадлежат самоуправлению. Поэтому на тех чудаков не от мира сего, которые на машине не ездят, жадными глазами глядят их товарищи – экономия-то значительная.

Эта традиция – давняя, и когда в начале века я сам был безлошадным депутатом, то охотно отдал другу пропуск – а вдруг мне надо будет куда подъехать, человек меня выручит. Уверен, что за все эти годы не оставалось ни одного невостребованного пропуска.

Но формально никто ничего не знал. А у Мичеревского попросил пропуск его начальник, министр среды и регионального развития, заодно председатель партии Latvijas attīstībai ("Для развития", "Аттистиба") Юрис Пуце – ранее он пользовался пропуском другого депутата, в новую Думу не попавшего. И Марис об этом объявил во всеуслышание.

Сразу все заверещали, что это подлог, незаконное обогащение. Пуце вынужден был уйти в отставку с поста министра и поста лидера партии. Он вернулся в парламент рядовым депутатом, а систему пропусков от греха подальше отменили.

Мичеревскис не унимался. Он рассказал, что Пуце ему еще в 2017 году передавал наличные, чтобы пожертвовать деньги партии. Каждый человек имеет право дать родной партии только ограниченную сумму, поэтому логично попросить друга сделать доброе дело.

Это тоже распространенная практика, но увы – здесь уже не аморальный поступок, а уголовное дело. Нелепая современная привычка обмениваться СМС, а не звонить по телефону, дала все козыри Мичеревскому и следователям: вот Пуце просит встретиться на десять минут в кафе. Вот он сразу после этого пересылает банковские реквизиты партии. Назавтра Мичеревскис делает взнос и вечером получает СМС с благодарностью.

Остается посмотреть движение денег по счету Мичеревского, проверить его показания по другим датам, когда события развивались подобным образом – и ворота тюрьмы должны гостеприимно распахнуться. Причем не для самого Мариса: тот, кто добровольно признался в преступлении по этой статье, от наказания освобождается.

Политический скандал развивался. Партия "Аттистиба" входит в движение Attīstībai/Par! ("Для развития/За!", "Аттистиба/Пар"). Партнеры возмутились, объединение развалилось: было распущено его правление. "Аттистибцы" Рижской думы потребовали исключить из фракции предателя Мичеревского. Фракция отказалась. Тогда они сами из нее вышли, создав собственную.

Конфликт серьезный: на выборах самоуправлений "Аттистиба" участвовала в 24 регионах из 40, а "Пар" – в одиннадцати. Часто та или иная партия создавала общий список с кем-то – но ни разу друг с другом. В Юрмале, Цесисе, Огре и Ропажи партнеры по Сейму отчаянно боролись друг с другом. При этом очевидно, что "Аттистиба" взяла не только количеством, но и качеством: ее представители вошли почти во все думы, в некоторых составили большинство, тогда как "паристы" много где провалились.

У Михаила Жванецкого много лет назад была смешная юмореска о некоей образцовой семье, про которую на протяжении многих лет снимают телепередачу. Супруги давно развелись, дети пошли по кривой дорожке, но периодически они собираются все в специально оборудованной квартире ради очередной умильной серии.

Примерно так выглядит сейчас фракция Сейма "Для развития/За". Разойтись супругам некуда: Положение о Сейме не допускает создания новых фракций. Приходится уживаться в одной берлоге, тщательно соблюдая паритет.

А теперь освобождаются вакансии: Мария Голубева ("Пар") уходит в министры. Она не только депутат – она глава фракции. Поскольку на выборах "Аттистиба" показала свою силу, то Юрис Пуце – уже не подозреваемый в уголовном преступлении, а уважаемый политический деятель. Его заслуженно избирают главой фракции. Тем более, что следственные органы загадочно молчат.

А на депутатскую позицию Голубевой в Сейм приходит заклятый друг Марис Мичеревскис. Он участвовал в выборах Сейма, остался первым за чертой. В январе, когда уже освобождалось для него место, почему-то отказался – художественная натура, что возьмешь. А за это время посчитал, что в Сейме полномочия закончатся раньше, зато зарплата выше – зачем отказываться?

Уже объявлено, что во фракцию Мичеревского не возьмут. Это, наверное, первый случай в мировой парламентской практике, когда депутата выгоняют из фракции еще до начала депутатской деятельности.

Интересна здесь позиция не "аттистибцев", а "паристов". Партия пришла под лозунгами честной политики и бескомпромиссной борьбы с коррупцией. В этой связи очень важна защита людей, которых по-латышски высокопарно называют trauksmes cēlējs (буквально – "поднимающие тревогу"), что-то вроде "бьющие в набат". Мы бы их назвали стукачами, которым действительно приходится часто неуютно.

Разрабатываются специальные законы по защите этих людей, много говорится о моральной поддержке им. И вот партийцы столкнулись с конкретным человеком, который разоблачил преступление. Но действуют не в соответствии с идеологией, а по логике политического благополучия.

Напоминаю, что в думе Мичеревского отказались из фракции исключать – там товарищи еще не столь опытные и более принципиальные, как и положено неофитам.

Как бы депутаты ни меняли свою партийную принадлежность, они в Сейме сидят на закрепленных изначально креслах. "Удаленка" заканчивается, Марис Мичеревскис будет приходить на работу и занимать свое законное место под ненавидящими взглядами коллег.

С нетерпением жду, что интересного он нам еще расскажет о политической жизни?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме