Вслед за Литвой свой забор, который не даст просочиться в страну нелегальным мигрантам, надумала строить и Латвия. Обойдется он недешево, но, как заявляют власти, экономить на таком святом деле преступно, ведь речь идет о национальной безопасности.
Впрочем, рвение властей может объясняться и проще: это хорошая возможность распилить часть средств между своими людьми. Благо опыт в подобном "освоении денег", выделяемых на обустройство границы, у латвийских должностных лиц уже имеется.
На границе тучи ходят хмуро
В связи с миграционным кризисом правительство Латвии объявило на латвийско-белорусской границе режим чрезвычайной ситуации, который продлится до 10 ноября.
В МВД создан центр оперативного управления ситуацией, введено усиленное патрулирование, а армии и Государственной пограничной охране дано право применять физическую силу, чтобы вернуть "батькиных засланцев" обратно. Правда, сделать это уже проблематично, так как президент Белоруссии Александр Лукашенко отдал приказ закрыть "каждый метр" границы.
Официальный Минск и не скрывает, что кризис на литовской и латвийской границах вызван его действиями – точнее, бездействием. Как заявил Лукашенко: "Я честно сказал, что мы не будем больше держать тех, кого вы гнобили в Афганистане, Иране, Ираке. У нас нет на это ни денег, ни сил в результате ваших санкций".
В логике белорусскому лидеру не откажешь. Действуя в тесной связке с США, Европа в свое время с воодушевлением поучаствовала в организации в Африке и на Ближнем Востоке череды "оранжевых революций", вынудивших многих людей бежать из своих стран в поисках лучшей доли.
Так что, если по справедливости, именно Европе теперь и надо "разруливать" последствия своей недальновидной политики. Тем более, что у Белоруссии нет никаких обязательств перед Евросоюзом по сдерживанию нелегальных мигрантов и беженцев.
Между тем ситуация день ото дня только ухудшается. В минувшую субботу пограничники предотвратили 88 попыток незаконного пересечения латвийско-белорусской государственной границы, а всего через эту границу с целью просить убежища в ЕС в Латвию перебрались более 300 иностранцев.
Вроде бы и немного, но для латвийских властей эти люди – как кость в горле, причина постоянной головной боли. Непонятно, что с ними делать: где размещать, на чьи деньги кормить, какие им документы оформлять. А главное – куда и как поскорее их "сплавить". Содержать их негде. Центр размещения беженцев в поселке Муцениеки, способный вместить 400 человек, уже почти полностью загружен. На данный момент в нем размещены 384 беженца – в том числе более сотни детей.
Потому что, если начать строить для беженцев лагеря, можно дождаться бурных протестов местных жителей, недовольных и таким соседством, и тем, что их налоги идут на пришлых. А недовольство электората, да еще когда выборы не за горами, может больно аукнуться правящей коалиции.
Беженцев с радостью бы выдворили с территории страны пинками и даже силой оружия (депутат от Национального объединения Янис Домбрава без стеснения призывал дать латвийским пограничникам право применять против нелегальных мигрантов оружие). Но, к великому сожалению латвийских властей, ЕС декларирует иные ценности, а ООН уже высказала Латвии свое недовольство.
"Мы очень обеспокоены сообщениями о вытеснении обратно через границу и насилии, применяемых против лиц, пытающихся пересечь границу, и призываем все заинтересованные стороны уважать основные гуманитарные принципы, придерживаться международного и европейского права и воздерживаться от насилия… Это фундаментальное право человека – право на доступ на территорию и возможность искать убежища, в том числе для лиц, пересекающих границу беспорядочно", – заявила представитель Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев Элизабет Хаслунд.
Возразить ей Латвия не может. Во-первых, она, как ни крути, подписала Женевскую конвенцию о статусе беженцев и Европейскую конвенцию по правам человека. Во-вторых, она прекрасно осознает, что Брюссель может просто обязать ее размещать на своей территории всех нарушителей границы, пригрозив за неподчинение прикрутить финансовый вентиль. А такого экономика Латвии не переживет.
Вот и остается одно – возводить забор и уповать на то, что все как-то устаканится и рассосется само собой. Но даже если не рассосется – забор все равно надо возводить. Ведь любой проект укрепления границы предполагает заказы и как следствие, откаты, распилы и прочие приятные для латвийских власть предержащих моменты.
Средств не жалеть – родина в опасности
Интересно, что о необходимости строительства забора на границе с Белоруссией Рига заявляла еще в далеком 2015-м, но отчего-то так ничего и не построила. Теперь же, в соответствии с указанием премьер-министра Кришьяниса Кариньша, эту стену придется возводить ударными темпами: Латвия и другие страны ЕС должны, по его словам, поскорее показать белорусскому режиму, что отправка иммигрантов через границу в ЕС бесполезна.
Деньги на это уже нашли: их возьмут из средств на непредвиденные расходы (то есть из бюджета). На установку забора из колючей проволоки длиной 37 км выделят аж 1 729 421 евро. Предполагается, что это временное ограждение – только начало, в дальнейшем будет построен более основательный забор. Ведь протяженность границы между ЛР и РБ составляет 173 км, и, как подсчитало МВД, для обеспечения более-менее надежного заслона длина забора должна составлять хотя бы 134 км.
А посему для укрепления границы уже создана специальная, рассчитанная на несколько лет госпрограмма развития инфраструктуры, которая предполагает куда более солидные вложения. В частности, в 2022 году туда планируется влить более 14 млн евро. В 2023 году – почти 19 млн евро. А в 2024-м – еще 6 млн. Чтобы не допустить злоупотреблений, МВД о ходе строительства будет отчитываться не реже, чем раз в полгода.
Между тем и ежу понятно, что четырехметровый забор из металлической проволоки – слабая защита от беженцев. Под такую преграду можно сделать подкоп или за считанные минуты проделать в ней дыру. А это значит, что забор придется постоянно восстанавливать и ремонтировать, дополнять его видеонаблюдением, устанавливать защиту от подкопов и прочее. Все это будет стоить денег, причем немалых.
Но расстроить это может только рядовых налогоплательщиков. Властям же все происходящее лишь на руку – это просто золотая жила для всевозможных серых схем, обогащающих карманы нужных людей и кассы нужных политических партий. Так что стоны о нарастающей "гибридной войне" и страшной "угрозе нацбезопасности" будут звучать все громче и громче. Ведь это позволит "распилить" столько бюджетных средств налогоплательщиков, сколько раньше и не снилось.
Тонкое искусство толстого "распила"
Достаточно вспомнить о результатах ревизии Госконтроля, проведенной в Службе пограничной охраны Латвии в январе 2020-го. В ходе проверки выяснилось, что при обустройстве пограничной полосы между Латвией и Россией из выделенных из бюджета более 40 млн евро ответственным должностным лицам удалось непонятно куда "освоить" сумму в 7,4 млн евро.
Но и это еще не все. По крайней мере еще 1 млн бюджетных евро был неправомерно израсходован на содержание латвийско-эстонской и латвийско-литовской пограничных полос. А в конкурсе на установку пограничных знаков на границах с Эстонией и Литвой убедительную победу одержала компания, чье предложение было более чем на 300 тыс. евро дороже, чем у конкурента.
Как констатировала госконтролер Элита Круминя, схема распределения средств, нанесшая государству многомиллионный ущерб, была продумана заранее, а закупки совершались в интересах одного конкретного кандидата – ООО Ceļu būvniecības sabiedrība Igate, который весьма сомнительным способом выиграл тендер на приведение границы в порядок. Как заявила Круминя, погранохрана Латвии позволила себе "беспрецедентное своеволие – как будто на нее законы не распространяются".
Слившись в едином порыве, руководство погранохраны и Igate рубили деньги буквально на всем. Но больше всего удалось украсть на противозаконном расширении пограничной полосы, предполагавшем вырубку лесов и выравнивание почвы. По закону и по документам ширина приграничной полосы должна была составлять 12 метров. Но на практике ее ширину довели до 50-ти, а где-то даже до 80 метров, что существенно удорожило проект и привело к лишним вырубкам, в том числе на территории охраняемых государством заказников.
По сути, пограничники и их подельники занимались незаконными вырубками, причем вырубленная древесина (среди которой было немало ценных пород деревьев) загадочным образом исчезла.
"Наварились" и на строительстве мостов. В частности, всего за один мост, построенный у границы с Белоруссией, фирма Igate получила 700 тыс. евро. При этом точно такой же мост на границе с Россией обошелся государству всего в 130 тыс.
Более того, как установили позже следователи, один из построенных Igate мостов не отвечал условиям договора, поскольку при его возведении были использованы более дешевые материалы, чем те, что предусматривались в проекте. Однако строительство при этом было оплачено в полном объеме, предусмотренном договором.
Немало удалось "освоить" и на выравнивании земли. В частности, госконтролеры в ходе проверки обустройства границы вместо выровненной и взрыхленной полосы обнаружили пеньки и бурьян. Хотя должностные лица погранохраны в актах о приеме работ писали, что те были выполнены в полном объеме.
По итогам проверки было возбуждено три уголовных дела. Были даже задержанные. Бюро внутренней безопасности взяло под стражу бывшего главу погранохраны Нормунда Гарбарса, который, по странному стечению обстоятельств, подал в январе 2019-го в отставку по выслуге лет, хотя мог спокойно занимать свой пост вплоть до 2021 года.
Были задержаны и бывший замначальника управления вооружения, снабжения и технических ресурсов Госпогранохраны Улдис Земмерс, и начальник Государственной пограничной охраны Гунтис Пуятс, и председатель правления и совладелец предприятия Igate Марис Пейланс.
Но – удивительное дело! Вскоре уголовные дела стали разваливаться. Сначала отпустили Габарса. Затем прекратили уголовное дело в отношении Пуятса, сняв обвинения и в превышении должностных полномочий, и в сокрытии хищений, и в бездействии как государственного должностного лица. Очень похоже на то, что и Марис Пейланс тоже отделается легким испугом.
С учетом вышеперечисленного можно не сомневаться, что на очередном укреплении границы и возведении забора во имя "мира на земле" латвийские чиновники высшего звена заработают не меньше. Бояться-то нечего. Как говорится, воруй – не хочу.
Печально знаменитое выражение "Пусть у нас все будет и нам ничего за это не будет" для латвийских власть предержащих – вовсе не шутливый тост, а правило, с которым они гордо шагают по жизни.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.