До дня выборов в Рижскую думу остается около двух недель. Предвыборная кампания постепенно начинает набирать обороты. Какие партии могут точно получить места в самоуправлении, а кому еще нужно побороться за преодоление пятипроцентного барьера? Какие коалиционные блоки могут сложиться в столичном муниципалитете, а также кто на данный момент реально претендует на кресло мэра? На эти вопросы Baltnews ответил политолог Филипп Раевский.
– Г-н Раевский, выборы в Рижскую думу приближаются. Замечаете ли вы какую-то активность со стороны партий в попытках привлечь избирателей?
– Да, я считаю, что партии работают активно, но хотел бы отметить, что на это влияют и определенные законодательные нюансы финансирования предвыборных кампаний. На этих выборах у партий было сравнительно меньше времени, до того, как начался мониторинг расходов на предвыборную кампанию со стороны Бюро по борьбе с коррупцией. Поэтому очень многие партии в июне, до Лиго (латышский народный праздник; отмечается в ночь с 23 на 24 июня – прим. Baltnews) и чуть после него, действовали достаточно активно, показывая себя по телевизору. Ведь старт мониторинга наступал 7 июля, и до этой даты можно было спокойно тратить деньги, которые у парламентских партий имеются.
В то же время после этой даты вступали в силу ограничения, установленные лимитом предвыборных расходов, выше которых тратить нельзя. И партии немного приостановили свою активность.
Но я считаю, что ближе к выборам начнется новая волна агитации, которая продлится до начала досрочного голосования. Ведь политическим силам же надо как-то заявлять о себе и привлекать избирателей. Правда, реклама на телевидении за месяц до выборов у нас запрещена, так что партии пойдут другим путем.
В первую очередь это будут социальные сети – некоторые политические силы уже сейчас там очень заметны. Также мы должны увидеть разные агитационные газеты и буклеты. Ведь, как известно, в мониторинг идет только распространение газет, а не их издание, и, на мой взгляд, этот инструмент партии станут использовать достаточно активно.
Кроме этого, мы непременно увидим предвыборные плакаты на рекламных стендах, остановках и стенах домов. Они уже заметны, но к дате выборов их будет явно больше. Ну и личные встречи с избирателями, куда же без них.
Поэтому, если сейчас, может быть, кто-то не замечает рекламы или не получил в свой почтовый ящик листовку, то скоро это все будет. Что и логично, ведь один раз выборы уже отменили из-за коронавируса, и, я думаю, это сильно повлияло на деятельность партий. Основной удар они оставили на последний момент, на финал предвыборной кампании. Тем более, что у нас, как всегда, много избирателей еще не решили, за кого голосовать, и сделают это в последний момент. Я не сомневаюсь, что они примут решение, но их надо обработать, чем партии и будут заниматься.
– Какая ожидается явка на выборах?
– Думаю, что она будет меньше, чем обычно. На нее влияют три фактора – коронавирус, на участках нужно быть в масках; день выборов – 29 августа, когда многие родители будут собирать своих детей в школу или еще находиться в отпуске. Ведь это последние дни лета, а если будет хорошая погода, то люди могут стараться насладиться этими теплыми днями. И третий фактор – слишком большая неопределенность избирателей. Конечно, кто-то решит, за кого голосовать, но часть может так и не определиться и просто не пойдет на выборы.
Возможно, под этим ударом как раз находится "Согласие". Мы видим, что у партии просел рейтинг, часть избирателей явно разочаровались в ней, но вопрос, видят ли они другие партии, кому можно отдать свой голос? И не будет ли так, что эти люди просто не пойдут на выборы, потому что на "Согласие" они злые, но поддерживать других не захотят.
– Какие партии точно будут в Рижской думе?
– Думаю, что там будут "Согласие", хотя явно с меньшей фракцией. Без проблем пройдут "Для развития/За!" и "Прогрессивные". Также за прохождение не следует волноваться "Национальному объединению" с регионалами и "Новому Единству". Кроме этого, считаю, что в Думе будет и "Честь служить Риге". Здесь я основываюсь на рейтингах нескольких кампаний и высчитываю среднюю популярность. И сейчас эти партии демонстрируют, что у них довольно высокая поддержка со стороны избирателей.
Хотя возможность попасть в Думу имеют очень многие партии. Помимо названных, там могут быть и "новые консерваторы" (НКП), и "Союз "зеленых" и крестьян (СЗК), и "Русский союз Латвии".
Правда, здесь я бы все же не был точно уверен. У НКП национальные рейтинги довольно слабые, да и кандидат у них не самый лучший, плюс их действия в связи с налогами на землю могут и оттолкнуть избирателей. Тогда как СЗК вообще не был в Думе. Раньше в муниципалитете была "Зеленая партия", а, стартуя общим списком, они никогда не преодолевали пятипроцентный барьер.
На мой взгляд, шансы столь большого количества партий связаны с тем, что раньше был единый монолит – "Согласие" вместе с "Честь служить Риге", а сейчас они идут отдельно. Также "Согласие" растеряло голоса, и для многих партий открылось "окно возможностей", чем они и пытаются воспользоваться.
Поэтому мы и видим, что партии стали активно действовать. На прошлых выборах они так не активничали, так как конкурировать с таким мощным блоком было трудно, а сейчас "Согласие" оказалось без головы – Нил Ушаков сбежал в Брюссель, и все чувствуют, что в этот раз им может улыбнуться удача.
– С чем связно падение рейтинга "Согласия" в последний месяц? Ведь раньше эта партия была фаворитом выборов, а теперь опустилась на второе место.
– Падение их популярности наметилось в тот момент, когда начались коррупционные скандалы в Думе. И риторика лидеров партии была в духе, что нас тут трясут, но нам все равно, так как рейтинги у нас высокие. Я тогда говорил, что рейтинги резко не падают, – не происходит так, что сегодня обыск, а завтра падение рейтинга. Нет, это постепенный процесс, притом, что у них был лояльный избиратель. Поэтому пока люди осознали, пока стали проецировать ситуацию на себя, прошло время, тем более что и другие партии стали сильно критиковать "Согласие".
А критиковать есть за что. Нельзя сказать, что Рига в порядке. Те же люди, кто голосовал за них на предыдущих выборах, стоят на переезде на Брасовском мосту или едут на работу в Центр из Пурвциемса и видят, что происходит на Деглавском мосту. Мост как бы построен, но не закончен. И это как раз есть осознание того, что в словах политиков о том, что все хорошо, имеется явная ложь.
Вообще, с точки зрения политической теории, очень трудно сделать так, чтобы у твоего оппонента упал рейтинг. Также трудно переломить обратно общественное мнение, если популярность все же обрушилась. И мы как раз это наблюдаем.
Рейтинг "Согласия" падал, пусть незаметно, но сейчас он достиг критической точки. То есть упал настолько, что все это заметили. И здесь речь не только о Риге. Он упал и в масштабах страны. Да, пока партия на первом месте, но 13–14% для них – это смерти подобно. Их рейтинг долгое время не опускался ниже 20%, а значит, что, как минимум, треть, а то и до половины сторонников они потеряли.
Тем самым, по моему мнению, "Согласие" хорошо понимает, что окажется в оппозиции в Думе после выборов. Также перед ними маячит еще одна проблема – что с ними будет на следующих выборах в парламент? Ведь если мы посмотрим на эту фракцию, то каждый второй ее депутат рискует не пройти в Сейм и остаться без мандата. Все это явно повышает как нервозность во фракции, так и может привести к разным центробежным процессам, способствуя расколу внутри "Согласия".
В связи с этим я не исключаю, что на русскоязычном поле могут появиться еще несколько партий. Ведь русскоязычное население Латвии особо не отличается от латышскоговорящего избирателя. А там мы видим, какая присутствует конкуренция. Поэтому у меня есть все основания полагать, что мы сейчас находимся перед созданием новых сил, которые будут конкурировать с "Согласием", и которые будут более приемлемыми для того, чтобы быть в правительственной коалиции.
– Судя по всему, именно с тем, что "Согласие" готовится быть в оппозиции, и связан несколько неожиданный выбор лидера списка? Ведь Константин Чекушин не самый их популярный политик, а известные депутаты Сейма предпочли не идти в Думу.
– Наоборот, в этом случае, выбор первого номера был ожидаем. Зарплата депутата Сейма – две с половиной – три тысячи евро в месяц, а рядовой депутат Рижской думы получает в лучшем случае семьсот. Поэтому, избравшись в Думу, депутатам Сейма от "Согласия" пришлось бы еще искать вторую работу. Конечно, никогда не говори никогда, и некоторые шансы быть в коалиции у "Согласия" есть, но, на мой взгляд, они очень маленькие.
В СМИ почему-то все время считаются в сумме рейтинги "Согласия" и ЧСР, но это не значит, что эти две партии точно будут вместе. Все же человеческий фактор у нас важнее, чем математический.
Отношения между Олегом Буровым и Нилом Ушаковым закончились настолько жестко и неприятно, да и, смотря на последнее выступление Ушакова, когда он опять негативно отзывался о Бурове, думаю, что после выборов им сесть за один стол переговоров будет очень сложно.
Конечно, Ушакова в списке нет, но нельзя сказать, что он не присутствует в рекламе "Согласия". На обложке их агитационной газеты он как раз находится вместе с Чекушиным. Так что, думаю, он будет одним из тех, кто мог бы проводить переговоры. Тем более, если мы вспомним, что, когда Дума шла к концу, он приезжал в Ригу и активно участвовал в процессе, ведь у него явно есть интересы в рижском хозяйстве.
Но у "Согласия" другая проблема – мне кажется, им будет очень трудно найти того, кто вообще будет хотеть с ними разговаривать.
Создание коалиции в Думе идет совсем по другому принципу, чем в Сейме. Там президент называет кандидата в премьеры, и он, имея этот мандат, встречается с остальными партиями, пытается договориться. Но в Рижской думе никто не называет кандидата в мэры, и там, когда станут известны первые результаты, сразу же начнется создание блоков между некоторыми партиями, а потом они будут смотреть, кого им добавить для большинства. И я допускаю, что с "Согласием" такие блоки создавать никто не будет.
– А какие блоки на данный момент вы видите в будущей Думе?
– Если наберется адекватное количество голосов, то основу блока составит "Для развития/За!" и "Прогрессивные" вместе с "Честь служить Риге" (ЧСР). Эти партии компетентны в вопросах самоуправления. Про Олега Бурова говорили много, но некомпетентностью его все же никто не попрекал. В свою очередь "Для развития/За!" сейчас условно у власти в Риге и хорошо понимает, что происходит в городе. В таком случае Мартиньш Стакис может стать мэром. Еще подходит быть главой Риги Олегу Бурову, но, думаю, он все же им не станет. Остальные партии коалиции не допустят этого. Но быть вице-мэром он вполне может.
Вообще, мне кажется, что в нынешней Думе вице-мэров будет очень много, сколько партий в коалиции, столько и вице-мэров.
И тут вопрос в том, кто согласится поддержать этот блок. К ним без проблем может примкнуть и "Новое Единство", и тогда они будут смотреть, кого им взять для большинства в коалиции. С одной стороны, это может быть "Союз "зеленых" и крестьян", они там будут нормально смотреться и легко смогут договориться.
В свою очередь, у "Национального объединения" присутствует некоторая "красная линия". Они на прошлой неделе заявили, что против коалиции с ЧСР. Правда, они это так обтекаемо сказали, что я понял это, как больше нет, но вполне возможно, что они могут пойти на компромисс и согласятся работать с "Честь служить Риге". Кроме этого, есть "красная линия" и у Новой консервативной партии. Они заявляют, что не пойдут вместе как с ЧСР, так и с СЗК, но пусть НКП сама преодолеет пятипроцентный барьер.
Если у них это получится, то они, естественно, будут пытаться предложить себя и только себя, ставя ультиматумы, как в Сейме. Но в отличие от Сейма их фракция в Думе не будет такой большой, чтобы они могли диктовать свои условия коалиционным партнерам. При этом не следует забывать, что люди, прошедшие в Думу, могут быть достаточно независимы от мнений лидеров партии. У депутатов Рижской думы есть своим мандаты. Конечно, лидер партии, находящийся в Сейме, или правительстве, может приходить к ним и предлагать, как им следует поступить при создании коалиции, но у депутатов может быть и свое мнение. И это касается не только НКП, но и других партий.
– Могут ли нынешние рейтинги за оставшееся время до выборов поменяться, и после подсчета голосов кого может ожидать большое разочарование?
– Всех. Сейчас никто не застрахован от изменения рейтингов. За оставшееся время можно ожидать чего угодно. Не исключено, что партии готовят какую-то акцию и представят ее незадолго до выборов, что, естественно, скажется на результате. Кроме этого, на результат голосования может повлиять и явка избирателей. С одной стороны, граждане говорят, что они пойдут на выборы, а в день голосования возьмут и не придут.
Так что разочарования могут быть у всех, притом как в ночь выборов, так и через некоторое время, после того, как Дума приступит к работе и выберет мэра.
Я не стал бы утверждать, что при сильной фрагментации муниципалитета новый мэр сумеет проработать весь свой срок. В работе Думы все может быстро измениться, и я надеюсь, что хоть первые годы рижские власти будут думать о рижанах и сумеют хотя бы отремонтировать улицы и мосты.
Но в целом я считаю, что конкуренция в Думе – это хорошо. Ведь, когда партии не чувствуют конкуренции, они расслабляются, а в итоге это приводит к потере голосов, что мы сейчас видим на примере "Согласия". Тогда как конкуренция держит политиков в тонусе и готовит их к борьбе. Так что времени расслабиться у депутатов Рижской думы не будет, и с этим им придется считаться.