Прибалтийский Гонконг не получился: что происходит с малым бизнесом в Латвии

Бизнес

Илья Круглей

Официальная Рига решила закончить программу поддержки малых предпринимателей. Причем сделала это на фоне снижения финансовой помощи со стороны Европейского союза, который все меньше хочет тратиться на страны Балтии.

Пока весь мир пристально следит за ситуацией на Ближнем Востоке, торговыми войнами США и Китая, Европа остается чем-то вроде "тихой гавани". Разумеется, есть проблемы с мигрантами. Но если говорить об экономическом благополучии, то, в целом, ничего драматического в Евросоюзе, по крайней мере, в данный момент, не происходит.

Даже в "периферийных" странах ЕС никакого тотального обвала или полной деградации экономики не прогнозируют. Это касается и стран Прибалтики.

"Большинство малых и средних предприятий в странах Балтии прогнозируют в 2020 году примерно такие же объемы продаж, как и прошлом году", – пишет издание Delfi, ссылаясь на социологическое исследование, проведенное по заказу банка Luminor.

Впрочем, когда малые и средние предприятия Латвии не прогнозируют роста объемов продаж, особого повода для радости нет. А если еще и вспомнить, что в стране прекращена программа микрокредитования малого и среднего бизнеса, то все становится еще печальнее.

Кто-нибудь подумал о малом бизнесе?

В Латвии, Литве или Эстонии нет ничего такого, что можно бы было смело использовать для трейлера о "падении Балтии" или отдельной стране из этого региона.

Безусловно, есть устойчивый спад транзита товаров и сырья, который в перспективе будет только усиливаться. Постройка терминалов по перевалке грузов, новые порты и другая инфраструктура одной только Усть-Луги в Ленинградской области, по сути, наносит непоправимый удар по прибалтийскому транзиту. Есть проблемы и с финансовой помощью странам Балтии со стороны ЕС, которая стала постепенно сокращаться. Однако об этом говорят постоянно. Все прекрасно понимают, что сокращение финпомощи от Брюсселя – это процессы, мало зависящие от политической воли Таллина, Риги или Вильнюса.

А вот выживание среднего и малого бизнеса – это задача, которую местные власти, если есть желание, действительно могли бы держать под контролем.

Что происходит на самом деле?

Социологическое исследование, проведенное по заказу банка Luminor, никаких страшных выводов не делает. Есть даже позитив. К примеру, 41% малых и средних предприятий в Латвии планируют в нынешнем году расширение бизнеса.

А вот о росте продаж высказался только 31% респондентов. При этом 41% опрошенных латвийских бизнесменов заявил, что объем продаж останется стабильным. Выходит, оптимистично в будущее смотрит едва ли половина малого бизнеса. Разумеется, для некоторых стран даже это можно было бы смело считать хорошими новостями.

Но, как отметил в комментарии Baltnews промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов, хотя малые фирмы и предприятия доминируют в структуре латвийского бизнеса, им на самом деле живется очень непросто.

"На словах официальные лица заявляют о поддержке простых предпринимателей и предоставлении им преференций, на деле же все совершенно иначе: для регистрации в Латвии компании с уставным капиталом, например, в 10 евро могут потребоваться затраты в 5-10 тыс. евро. И она сразу же попадает в поле зрения различных контролирующих и связанных с ними органов, желающих не просто проверить "новорожденную", но и подзаработать на ней.

Одновременно у Латвии не самая эффективная налоговая система, отнюдь не стимулирующая малый бизнес. Стоит обороту у любой фирмы превысить минимальную планку в 40 тыс. евро в год, а зарплате ее работника – 720 евро в месяц, то налоговая нагрузка сразу же на нее серьезно увеличивается", – заявил эксперт.

Леонид Хазанов подчеркнул, что в Латвии есть крайне сомнительный налог солидарности, неоднократно подвергавшийся критике и тем не менее продолжающий существовать. Вряд ли все это помогает развитию малого бизнеса в стране.

"Зато совершенно очевидно, что выгоды малым предпринимателям от вхождения Латвии в Европейский союз нет, поскольку существенных инвестиций из него они не получили. Напротив, будучи членом ЕС, Латвия фактически должна следовать устанавливаемым его властями нормам и правилам, явно не нацеленным на поддержку прибалтийских конкурентов европейских малых предприятий", – заключил промышленный эксперт.

Латвийское правительство устало помогать

Опросы опросами, но давайте посмотрим на голые факты. В Латвии 31 декабря 2019 года была прекращена программа микрокредитования малого и среднего бизнеса. В кабмине прибалтийской республики посчитали, что программа достигла своей цели, а значит, ее пора сворачивать.

А ведь во время действия программы финансовое учреждение развития Altum предоставило коммерсантам и самозанятым лицам в Латвии 395 кредитов на общую сумму 1,53 млн евро. Дало ли это импульс к развитию сферы малого предпринимательства – вопрос открытый.

Лазейка, которую старательно не замечают

В Латвии действительно можно было помочь малому бизнесу. Только вот механизм работает не совсем так, как хотелось бы многим предприятиям. Более подробно об этом специально для Baltnews рассказала латвийский экономист Евгения Зайцева.

"На самом деле даже программа по выдаче микрокредитов, которая закончилась 31 декабря 2019 года, была только словами на бумаге. На практике малый бизнес почти не имел возможности ей пользоваться. Чтобы получить такую помощь, нужно было соблюсти невероятное количество формальностей. 

Нет, конечно, Рига кое-что делает для малого бизнеса. Убрали налоги на прибыль, минимальный уровень зарплаты остается на прежнем уровне (уже три года), а значит, работодателям не нужно поднимать свои расходы. Но этого все равно недостаточно", – считает эксперт.

Латвийский экономист напомнила, что кредиты, как правило, выдаются крупным компаниям, которые нередко связаны с политическими элитами. Именно такого рода предприятия, а не малый бизнес, пользуются поддержкой со стороны правительства. Они же, кстати, забирают на себя большую часть финансовой помощи от Европейского союза.

"Дело в том, что налогом для микропредприятий активно пользуются общества с ограниченной ответственностью (в Латвии это сокращенно называется SIA). Выходит, механизм должен был помогать малому бизнесу, а на практике поддержку получают только крупные предприятия, которые такой статус, в отличие от микроорганизаций, действительно способны получить.

С еврофондами ситуация не лучше. Для реального бизнеса – это просто вывеска. Никакой серьезной помощи от них ждать не приходится. Деньги Брюсселя, по сути, оседают в обществах с ограниченной ответственностью. Если бы именно их исключили из программы по выдаче микрокредитов, то такая мера действительно позволила бы малому бизнесу активно развиваться. Однако этого не случилось, поэтому люди зарабатывают как могут.

Мы видим, как в отдельных случаях два-три человека способны обеспечить миллионный оборот. Но это весьма специфический малый бизнес. Некоторые такие микропредприятия показывают неплохой доход в 80 млн в год. Если бы им дали нормальные условия, бизнес начал бы развиваться, а не выживать вопреки логике и законам", – заключила эксперт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме