Резать, не дожидаясь перитонитов: план по спасению экономики Латвии от коронавируса

Евро

Александр Гильман

Тема: Коронавирус наступает

Латвия входит в чрезвычайное положение, и с этим придется жить как минимум месяц. Скорее же всего – намного дольше. И уже сейчас виден очень существенный недостаток в подходе к экономическим проблемам.

Страна входит в чрезвычайное положение, и с этим нам придется жить как минимум месяц. Скорее же всего – намного дольше. И уже виден очень существенный недостаток в подходе к проблеме.

Все осознают, что необходимы очень жесткие меры и соревнуются, что бы запретить. Все осознают, что борьба с эпидемией ударит по экономике и обещают компенсации и льготы пострадавшим. Но чего не видно совершенно – комплексного подхода, когда запретительные меры рассматриваются в одном пакете с мерами экономическими. Данная статья написана для того, чтобы показать, каким должен быть подход. Конкретные предложения – уже детали.

Последний очень серьезный кризис Латвия переживала более десяти лет назад. И тогда нам повезло с начальством, что в последние десятилетия случалось очень редко. Премьер-министр Валдис Домбровскис по своему мышлению был не политиком, а бухгалтером – в кризис это полезно. Он хладнокровно резал расходы бюджета, не реагируя на стоны со всех сторон. В результате страна удержалась, сбалансировала бюджет и достаточно быстро вышла из кризиса с относительно незначительным внешним долгом.

Сейчас, к сожалению, во главе страны не бесстрастный экономист, а болтливый политик. Кришьянис Кариньш охотно пообещал миллиард евро в экономику, но ни слова не говорит, откуда эти деньги взять. Похоже, речь идет о кредите либо о европейской помощи – и то, и другое придется отдавать. Неужели у страны нет возможности сократить расходы?

Между тем в любых потерях есть основания для будущих находок. Например, очевиден спад в промышленности, в транспорте и т.д. Но этот спад приведет к уменьшению эмиссии углекислого газа. Не правда ли, прекрасный повод к отказу от пресловутого компонента обязательной закупки электроэнергии?

Извините, господа производители "зеленой" энергии. В стране чрезвычайная ситуация. Мы не можем себе позволить больше закупать ваше электричество по двойной цене. Как-нибудь обойдемся старыми добрыми ТЭЦ и ГЭС. Приходится затянуть пояса...

Идем дальше. Сейчас все больше государственных учреждений отказываются от приема посетителей. Такие гигантские, как Служба госдоходов или Агентство социального страхования, в том числе. Суды прекратили рассмотрение дел.

А что будут делать многочисленные сотрудники, работающие на приеме посетителей? Перейдут к обслуживанию их по интернету? Увы, те должности тоже заняты, а уголовный процесс дистанционно не проведешь.

Поэтому необходимо масштабное высвобождение работников, а зарплата – очень серьезная доля в бюджете. Закрываются государственные театры, дома культуры. Школы переводят на дистанционное обучение – спортом, музыкой и рисованием по интернету не позанимаешься. И так далее, и тому подобное.

С самого начала принятия ограничительных мер необходимо решить, что делать с теми, кому на работе стало делать нечего. Разумеется, они будут радостно туда ходить и плодотворно пить кофе. Вот тут общество должно жестко возразить и потребовать отправить эту публику по домам. Заодно эпидемиологическая угроза снизится: лишние люди не будут ежедневно перемещаться в транспорте и тусоваться в тесных офисах.

Остается решить, как это финансировать. Проводить сокращение штатов очевидно невыгодно: необходимо предупреждать заранее, выплачивать немалое выходное пособие, а тут, глядишь, и эпидемия закончилась.

Я вижу простой выход: принимается закон, что на время карантина высвобожденные сотрудники-бюджетники переводятся на минимальную зарплату. Ведь чем хорошо на карантине: мало расходов. Не надо денег на развлечения, на красивую одежду, на городской транспорт и поездки на курорт. Сиди себе в домашних тапочках у компьютера и рассуждай в интернете, как все плохо.

Не столь ясно, что делать с оставшимися без работы сотрудниками частных предприятий. С точки зрения защиты от эпидемии, чем больше их отправить домой, тем лучше. Вероятно, в этом случае государство должно стимулировать перевод людей на дистанционную работу, насколько это возможно. Потратиться на субсидии, чтобы потом сэкономить на лечении. Разработать специальный закон об этом. А лишившимся работы совсем платить тоже минималку.

А вот с торговлей и общепитом я бы не слишком усердствовал с запретительными мерами. Ну не то сейчас настроение в обществе, чтобы кутить в ресторанах или прибарахляться модной одеждой. Тем более, что мы благоразумно снизили зарплату значительной части населения.

У этих бизнесов и так все плохо – зачем их сажать на наши налоги? Пусть выкручиваются лучше сами, отправляя домой часть сотрудников. Хуже будет, если заставлять людей болтаться по городу, ломая голову, где купить мобильник или починить ботинки. Можно только сократить число столиков в кафе, чтобы не было излишней скученности, побольше выделить им дезинфицирующих растворов и смотреть, как будет развиваться ситуация.

Карантин – прекрасная возможность проанализировать, где мы живем чересчур хорошо. Самая жирная сфера, конечно, это военные расходы. 663 миллиона евро – две трети от необходимой суммы. Лучше всего было бы вовсе распустить по домам армию, все равно с нами никто воевать не собирается.

Но мы вынуждены считаться с привычными стереотипами и отщипывать понемногу. Логика здесь такая – посмотрите на вероятного противника. У него тоже коронавирус, он тоже с ним отчаянно борется. Ну уж точно на нас сейчас не нападет. Так давайте хотя бы танкистов-артиллеристов по домам распустим. Пехота еще может пригодиться для неких чрезвычайных мер, а от этой публики толку никакого.

И конечно, никаких натовских учений – граница-то закрыта. Понаедут к нам бациллоносители, заразят наших стариков. И закупку техники неплохо было бы приостановить: это ведь тоже поездки туда-сюда, лишние контакты и прочая суета. Помните о смелом Домбровском, который военные расходы снизил до 1% ВВП – и никто нас из НАТО не выгнал. Причем сам ВВП из-за карантина неминуемо снизится, так что можно еще сильнее снижать.

Помимо армии есть еще такие службы, которые чем меньше работают, тем спокойнее живет страна. Вот важное и глубоко засекреченное Бюро защиты Сатверсме проверяло-проверяло министра экономики Ральфа Немиро – и наконец-то лишило его допуска к секретной информации.

Теперь в разгар кризиса вместо министра, который в курсе дела, будет другой, который не в курсе. Пока он научится, его будут проверять. Потом, вероятно, уволят, чтобы нанять нового, снова бестолкового. Вот для экономики ситуация хорошая, правда?

При этом никто не знает, какими критериями для присвоения допуска Бюро руководствуется, в чем грехи Немиро и сколько будут проверять сменщика. Поэтому, если бы нам хватило ума своевременно сократить бюджет этого замечательного учреждения вдвое, то Немиро проверяли бы до конца его полномочий. И расходов на Бюро было бы меньше, и министр сколько-то опытный удержался. Пока кризис, надо срочно резать.

16 марта наряду с другими процессами было отложено и дело Александра Гапоненко. Нечего судьям с врагами народа одним воздухом дышать. Это правильно. Но почему бы не принять более экономически обоснованное решение: амнистировать всех политических обвиняемых. Все равно ведь все прекрасно понимают: рано или поздно их оправдают. Придется еще и компенсацию платить. А в кризис нам денежки очень нужны... Заодно на домашнюю отсидку отправить следователей и прокуроров, на этих делах специализирующихся.

Я уже писал: закрываются все учреждения культуры.

Но несправедливо, если по домам разойдутся только актеры, музейщики и учительницы музыки. Чиновникам некем руководить – пожалуйте на минималку и домой. Я лично в момент кризиса готов в Министерстве культуры финансировать только сторожа.

Серьезная статья экономии – зарубежные командировки чиновников. Тут просто живые деньги сэкономлены, но еще наверняка в МИДе немало сотрудников эти командировки организовывают. Им полезно было бы отдохнуть на время кризиса дома. И персонал посольств стоит посокращать: визы больше не выдают, переговоры вести не с кем – карантины повсюду.

Наконец, поговорим о тех, чья профессия – латыш. Сейчас наконец-то документы по охране здоровья переводятся на русский. Части языковых инспекторов можно в порядке издевательства предложить заняться переводами на ненавистный им язык. А кто не умеет – по домам. Приостановить проверки во время кризиса – прекрасная мера для сплочения общества.

Я вполне осознанно писал этот текст упрощенно и без жонглирования цифрами. Важно показать, насколько многое можно в этой стране сэкономить в ходе кризиса, чтобы его урон был значительно меньше и для нас, и для потомков, которым придется отдавать наши долги.

К сожалению, подобное мышление в Латвии отсутствует начисто. Страна охвачена паникой, все сладострасно жаждут запретов. Но кризисы не вечны. И надо уметь и в разгар их сохранять хладнокровие и не загонять себя в еще более сложное положение.

Увы, Латвии очень не хватает сейчас занудливого бухгалтера во власти.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме