Коронавирус сегодня наносит урон не только непосредственно населению Прибалтики. От распространения Covid-19 страдают производители, крупный и малый бизнес. Есть и еще один очень тревожный "звонок" для всего региона. В странах Балтии "затухает" логистика, причем вся: авиасообщение, железная дорога, автомобильные перевозки.
Представители этих отраслей даже не пытаются скрывать подобные процессы. К примеру, исполнительный директор латвийской национальной авиакомпании airBaltic Мартин Гаусс недавно заявил, что, даже когда карантин будет отменен, возобновят работу далеко не все.
"Конечно, крупные и прибыльные авиакомпании, как Ryanair и Wizzair, продолжат летать, потому что у них достаточно денег, чтобы пережить кризис. Остальные возобновить работу смогут лишь в том случае, если за ними будет стоять государство", – цитирует его Delfi.
Но справятся ли правительства прибалтийских республик с тем коллапсом, который де-факто уже "накрыл" не только авиа, но и другие типы перевозок? Логистика в Эстонии, Латвии и Литве сейчас впадает в "спячку", и нет никаких гарантий, что проснуться после нее удастся без колоссальных потерь.
Что происходит с грузопотоком Прибалтики?
Как рассказал Baltnews гендиректор компании "Оптимальная логистика" Георгий Властопуло, ситуация из-за коронавируса очень быстро меняется. Можно лишь примерно понимать, что будет в краткосрочной или в долгосрочной перспективе с транспортной отраслью Эстонии, Латвии и Литвы.
"Если говорить о ближайшем времени, то мы наблюдаем сильное снижение товаропотока в Прибалтике и России практически на 80%. Условно говоря, все продовольствие с Запада плывет в Санкт-Петербург, минуя порты Прибалтики. Нельзя забывать и про стратегию России о сокращении контейнерных перевозок, идущих транзитом через Эстонию, Литву и Латвию.
С автоперевозками все еще хуже. Объемы грузопотока тут сохраняются, пожалуй, только в продовольственном секторе. Хотя они все равно малы, ведь санкции против РФ никуда не делись. Даже если коронавирус прекратится, такой объем перевозок из Прибалтики все равно не достигнет показателей, которые были до 2014 года.
Если же речь идет о не продовольственных товарах, то многие клиенты (в ЕС и в России) откладывают поставки на месяц, а то и на два", – рассказывает эксперт.
Георгий Властопуло также напомнил и про проблемы логистики на железной дороге. Впрочем, он тут же подчеркнул, что в этом типе перевозок объем все же не такой большой, как в автотранспорте. В целом, грузопоток между Прибалтикой и соседними странами, включая Россию, сильно проседает.
"В среднесрочной перспективе ситуация не лучше. Слишком мала вероятность того, что карантин в Европе, Прибалтике и России полностью снимут скоро.
Это значит, что сообщение РФ с Европой начнет восстанавливаться в лучшем случае в июле, то есть только к сентябрю мы увидим серьезный рост грузопотока. Причем это все еще под большим вопросом. Даже в американском издании Bloomberg пророчат новую вспышку вируса этой осенью", – поделился мнением гендиректор "Оптимальной логистики".
Георгий Властопуло отметил, что вся логистика Прибалтики зависит от грузопотока не только в Европе, но и в России. И если в ЕС мы сейчас, по всей видимости, наблюдаем пик пандемии, то в РФ этот процесс еще только "раскручивается".
"Не нужно строить иллюзий. Эстония, Латвия и Литва – это не изолированный Йемен, где идет гражданская война. Прибалтика, какая бы там ни была антироссийская риторика, объективно связана транспортными артериями с РФ. Пока Москва не сможет восстановить свой товаропоток, Рига, Таллин и Вильнюс будут вынуждены ждать и терпеть", – заключил эксперт.
Без России никуда?
Рано или поздно коронавирус объективно заставит политические элиты Прибалтики признать очевидный факт – логистика Риги, Вильнюса и Таллина зависит от благополучия России ничуть не меньше, чем от ситуации в Европе. Даже если в ЕС пройдет пик пандемии и карантин понемногу станут отменять, куда повезут товары, которые десятилетиями "гнали" на российский рынок? В США, на Ближний Восток, в Латинскую Америку, в Юго-Восточную Азию? На каждом из таких рынков уже есть свои игроки, в том числе и европейские, которые изначально работали в этом направлении.
Кому, к примеру, компания Siemiens будет продавать свои газовые турбины? Немецкий концерн ведь не просто так согласился предоставить России свои технологии производства. У компании дела в последнее годы шли не очень хорошо. Контракты с российской энергетической отраслью, которой нужны немецкие газовые турбины, спасли компанию от проблем. Сейчас в РФ карантин. И как теперь туда отвезти, скажем, запчасти для этого оборудования?
То же самое и в других отраслях.
Остановились поставки сырья, техники, товаров с высокой добавленной стоимостью. А Прибалтика ведь между ЕС и Россией. Если хотя бы одна из сторон "уснула", то логистика того, кто географически находится между ними, объективно замирает.
Напомним, только в 2018 году, по данным российского Министерства транспорта, через прибалтийские порты Россия импортировала 3 млн тонн грузов, а экспортировала 33 млн тонн. По оценкам разных экспертов, примерная выручка Эстонии, Литвы и Латвии от этого – около 480 млн долларов. Заметьте, речь идет только о транзите, причем исключительно морском. А ведь есть еще авто, железнодорожный и авиатранспорт. И теперь все это останавливается, следовательно, падают доходы прибалтийских логистических компаний.
Можно ли спасти транспортную отрасль Балтии?
Эстония, Литва и Латвия сегодня не могут похвастаться серьезным производственным потенциалом, скажем, как Германия. Прибалтийские государства, увы, это даже не Словакия, которая при населении в 5,5 млн способна в год производить более 1 млн автомобилей.
Единственный серьезный "козырь" Прибалтики, который приносит неплохие деньги в бюджеты таких стран, – это перевозка. Транспортировка насыпных и наливных грузов, полезных ископаемых, продукты металлургии, химической промышленности, лес – вот за что Эстонии, Литве и Латвии сегодня нужно бороться. Если логистика региона после "коронавирусной спячки" не восстанет, словно феникс из пепла, то бюджетам прибалтийских республик придется очень туго.
Смогут ли правительства Эстонии, Литвы и Латвии уберечь столь важную для них транспортную отрасль? Как рассказал Baltnews политолог Андрей Тихонов, тут дело даже не в опыте, админресурсе или политической воле.
"Уже очевидно, что грузооборот в этом году ожидает существенное падение. Не менее чем на 5% за каждую неделю "карантина". В этих условиях от прибалтийских властей мало что зависит. Весь мировой транспорт стоит перед самыми серьезными вызовами со времен Второй мировой", – говорит политолог.
Напомним, еще до появления коронавируса, осенью 2019 года, в Еврокомиссии открыто говорили о том, что прибалтийским странам серьезно урежут дотации. Конечно, на пандемию сегодня можно много чего списать. Но только не отказ Брюсселя "вытягивать" экономику Эстонии, Литвы и Латвии, который уже давно стал очевидным для всех. Это значит, что после коронавируса ЕС не захочет помогать Прибалтике спасать ее логистику.
Нельзя забывать про российский поселок Усть-Луга и портовые терминалы в Высоцке, которые уже в 2019 году стали активно перехватывать прибалтийский транзит. Очевидно, когда грузопоток между ЕС и Россией начнет постепенно восстанавливаться, Прибалтика по умолчанию окажется на "скамье запасных". Как бы это печально ни звучало, но сегодня и в будущем все будет против транспортной отрасли Балтии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.