По латвийскому транзиту и финансам ударили коронаминусы

Зилупский железнодорожный пограничный пункт. Транзит грузов из России в Латвию
© Sputnik / Sergey Melkonov

Глава Банка Латвии Мартиньш Казакс назвал ограничения, которые стали самым тяжелым ударом для экономики страны.

На экономический спад, вызванный пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, значительное влияние оказали введенные правительством Латвии ограничения. Президент Банка Латвии Мартиньш Казакс назвал меры, которые нанесли серьезный удар по национальной экономике.

"Самое пагубное влияние на экономику оказали два ограничения. Первое – на передвижение людей, когда они просто сидят дома и не делают целый ряд вещей. Это мы видели в туризме, в начале пандемии – также в розничной торговле. Второе – это неопределенность. Тревожась о будущем, люди не тратят, компании не инвестируют", – цитирует Казакса The Baltic Course.

Положительным моментом глава Центробанка назвал стратегию поддержки рынка труда. В частности, Казакс считает хорошим решением правительства введение пособий за простой, которые позволили предприятиям не ликвидировать рабочие места.

Примечательно, что пострадавшая из-за коронавируса сфера туризма не так положительно оценивает меры поддержки правительства. Предприниматель Роланд Погулис рассказал Baltnews, что выплаты пособий не помогли сфере:

"Один платеж в виде 30% от суммы уплаченных налогов за 2019 год. 30% хватает на месяц или два, но это не спасает гостиницы вообще. Зима приходит, нужен обогрев и так далее. Очень многих всяких нюансов, за которые надо платить всякому поставщику. Мы здесь не чувствуем особо никакой поддержки от государства. Первый раз вижу ситуацию, когда все идет на дно".

Кроме того, некоторые выплаченные пособия впоследствии государство потребовало вернуть. Генеральный директор Службы госдоходов (СГД) Иева Яунземе заявила, что в случае невозврата средств с предпринимателей начнут взыскания.

Слабые места экономики

В экономике Латвии есть в целом структурно слабые места. Мартиньш Казакс указывает, что в первую очередь речь идет о транзите, где значительно сократились железнодорожные перевозки.

"Во-вторых, это мечта стать центром финансовых услуг, о которой теперь можно забыть. В целом экономика Латвии этот кризис пережила относительно хорошо. Наша история успеха, на мой взгляд, заключается в том, что у нас нет одной большой Nokia, но есть много разных маленьких Nokia. Экономика у нас диверсифицирована, адаптирована к различным рынкам, поэтому ее легче сбалансировать".

Казакс полагает, что в этом и заключается преимущество Латвии – экономика страны не базируется на одной конкретной отрасли, и другие сферы способны хорошо реагировать на кризис.

Примечательно, что основу экономики Латвии составляет сфера услуг и грузоперевозки. Последняя находится в удручающем положении из-за ухода российских грузов и переориентации Белоруссии на российские порты.

Несет серьезные убытки и авиаотрасль Латвии. В июле 2020 года заполняемость самолетов составляла 50%, а в 2019 году в среднем в эти месяцы достигала 70–80%. Положение национального перевозчика airBaltic также плачевно: из-за пандемии оборот предприятия рухнул на 63,6% и составил 78,7 млн евро в первом полугодии. Убытки выросли в семь раз и составили 184,8 млн евро.

Ссылки по теме