Экс-премьер Украины Азаров: с действующей властью у страны нет будущего

Экс-премьер-министр Украины Николай Азаров
© Sputnik / Нина Зотина

Светлана Пикта

Бывший премьер-министр Украины Николай Азаров в интервью Baltnews рассказал, как страна провела 2021-й год и что ее ждет.

Многие называют Николая Азарова не бывшим, а последним премьер-министром Украины. Такая позиция связана с государственным переворотом, который произошел в 2014 году. Тогда власть захватили люди, взявшие курс на евроинтеграцию.

Прошло семь лет. Baltnews попросил бывшего главу правительства Украины подвести итоги.

– Г-н Азаров, какие главные потери понесла Украина в 2021 году? Или, может быть, вы мне возразите, и есть какие-нибудь победы?

– Я с вами согласен. После государственного переворота пришла не субъектная власть, а марионетки. Мы знали, что они – эти все яценюки, порошенки, турчиновы – были марионетками. Мы знали, как они управляются, как каждый день ходят в посольство США на инструктажи, как им пошагово озвучивают план действий: что захватить и какие устроить акции.

Были робкие надежды на то, что приход нового человека [Владимира Зеленского], относительно нового в политике, что-то изменит, но, к большому сожалению, все надежды улетучились буквально через несколько месяцев. Стало ясно, что это абсолютно некомпетентный, очень слабый с точки зрения подготовки, образования, опыта, самостоятельности, воли, характера – тех качеств, которые нужны руководителю любого уровня, а тем более руководителю такой большой страны как Украина, в которой очень сложный состав населения, людей, промышленности, науки, экономики и культуры.

Словом, 2021-й год мало чем отличается от 2020-го. Они даже как-то внешне очень похожи: та же кадровая чехарда, те же необдуманные кадровые решения.

Рисовать можно что угодно. Я недавно послушал выступление Зеленского и [премьер-министра Дениса] Шмыгаля, где они нарисовали довольно радужные картины. Просто Чичиков и Манилов [герои произведения "Мертвые души" Николая Гоголя] вместе взятые.

Если взять их отчетные данные: нарисовали они рост ВВП, рост средней заработанной платы, рост минимальной заработанной платы. Вроде бы, все растет. Но если все растет, то почему уровень промышленного производства падает? Если все растет и все улучшается, то почему реальные доходы населения уменьшаются? Ведь это же видно по уменьшению покупатеской способности людей. Рост цен зашкалил.

В стране не решена ни одна проблема, которую нужно было бы решить за эти два с половиной года после прихода к власти так называемого нового руководства.

Прежде всего, не решен вопрос мира или хотя бы установления прочного перемирия. На данный момент каждый день идут обстрелы Донецка, а линия разграничения проходит по окраинам Донецка, Луганска и Горловки. Это значит, что наши мирные города находятся в прямой доступности от 152-х минометов, артиллерийских орудий. Вдобавок, используя беспилотники, начали сбрасывать на головы мирных граждан взрывные устройства. И на эти преступления Запад закрывает глаза, демонстрируя всему миру двойные стандарты.

Не решены вопросы по преодолению спада в экономике. Продолжает разрушаться промышленное производство, являющееся основой любой экономики. Украина официально уже превратилась в беднейшую страну в Европе. По всем социальным показателям она стала хуже Молдавии и Албании.

Взять борьбу с эпидемией COVID-19. Украина располагает прекрасной фармацевтической промышленностью, которая выпускает замечательную продукцию, работая по европейским стандартам качества (GMP). Если бы нынешняя власть не разворовывала деньги на "Великом крадiвництве" – "Великая стройка", – а направила бы определенный ресурс на организацию производства своих вакцин и медикаментов, то Украина была бы полностью обеспечена необходимым лекарством. Тем более, изготовление вакцин не такой сложный технологически проект, и были предложения по организации своего собственного производства.

Но власть абсолютно импотентна. Она может говорить по бумажке, но что-то делать они, к большому сожалению, не могут, как и не могут управлять страной. Я назвал только три проблемы, но эти три проблемы – ключевые для страны, и они не решены.

– Что касается энергетического вопроса, что вы думаете о действиях правительства Украины в отношении "Газпрома"?

– Это не самостоятельная политика. Если бы была возможность устроить Зеленскому со мной интервью в прямом эфире, я бы его спросил, как он собирается решать проблемы. Я бы это сделал для того, чтобы показать народу Украины абсолютную некомпетентность и абсолютную неспособность действующего президента. Я вас уверяю – он бы этот экзамен не выдержал.

Вот вы задаете вопрос по энергетике, а он сам себя назначил начальником штаба энергетического. Возникает простой вопрос для начальника штаба – с чего ты начнешь работать, какой твой первый шаг, который ты должен сделать. И ни он, и ни премьер Шмыгаль не знают, что надо делать.

То есть впервые за 30 лет истории Украины мы вошли в зиму с запасами угля в пять раз ниже минимальных. Минимальный запас угля на складах теплоэлектростанций должен быть примерно 2,5 млн тонн, а у нас было около 500 тыс. тонн, в отдельные дни [значение] опускалось до 360 тыс. тонн. До середины декабря была плюсовая температура. При такой температуре обычно сжигается ежедневно порядка 60 – 65 тыс. тонн угля. При минус десяти придется сжигать около 100 тыс. тонн угля, которого нет.

Начали переходить на газ. Украина сама добывает порядка 50 млн кубов в сутки, но этого мало, потому что зимой потребляется более 200 млн кубов в сутки. Значит, надо брать еще где-то 150 млн кубов. А что такое 150 млн кубов? Это за десять дней 1,5 млрд, двадцать дней – 3 млрд, но их же нет в хранилище.

Ну хорошо, а чем власть летом занималась? Лето красное пропела, оглянуться не успела? В итоге в хранилищах нет необходимого количества газа. Его начали закупать сейчас, когда на спотовой бирже в Европе цена поднялась до рекордной – 2150 долларов за 1 тыс. кубометров.

Надо быть безответственным преступником, чтобы не заготовить газ, когда он стоил 200–250 долларов, и дождаться, когда он в десять раз поднялся в цене. Как они будут выходить из этой ситуации – не понятно. При этом Зеленский подписал соглашение с МВФ, которое требует, чтобы в стране были установлены рыночные тарифы, а рыночные тарифы сейчас уже подходят к 45–50 гривен за куб.

– Это тарифы для физических лиц?

– Да, для всех. И МВФ требует, чтобы тарифы были одинаковы и в промышленности, и для физических лиц.

Так вот я хочу задать вопрос украинцам: ну что, ребята, память у вас короткая? Почему мы устанавливали тарифы на газ 70 копеек, а сейчас заставляют платить по 8 гривен, а в скором времени заставят по 40 гривен. Будете дальше молчать – будете по 40 платить.

Проблемы на Украине связаны, прежде всего, с марионеточной властью. Сейчас американцы втягивают эту власть в серьезную авантюру на юго-востоке. Вот, что больше всего беспокоит.

Подчиняясь американцам, власти направят в регион примерно 150 тыс. военнослужащих, войск киевского режима. Общая численность войска – 250 тысяч. Если оттуда убрать тыловиков, снабженцев, обслуживающий персонал и так далее, то практически вся армия киевского режима находится на линии разграничения. Такое скопление войск может привести к конфликту.

Сейчас происходит такое обострение обстановки, спровоцированное американцами, на которое Россия отвечает, концентрируя свои войска.

Вместо того, чтобы самим отвести часть войск, достигнув паритета с Луганском и Донецком, власти Украины подтянули тысячи танков, артиллерийских орудий и громадное количество другой военной техники. Становится понятен замысел американцев: втравить в конфликт марионеточный режим и обвинить в этом Россию.

Безусловно, эти войска потерпят полный разгром. Это приведет к жертвам, потерям, большим разрушениям. А что народ Украины от этого выиграет? Да ничего.

Поэтому пора людям задумываться и видеть, что власть слаба как никогда. Именно поэтому против нее сейчас все и объединились: олигархи, порошенки, тимошенки, Гордон – и кого там только нет.

Если, предположим, уйдет Зеленский, кого вы собираетесь привести к власти? Ту же самую братию, которая уже почти восемь лет кричит об агрессии России, о продолжении войны и о клятых москалях. Поэтому сейчас, конечно, задача объединения оппозиционных сил чрезвычайно важная и чрезвычайно актуальная.

– А какие это оппозиционные силы? Можете их назвать?

­– Конечно, оппозиционные силы есть, хоть они, к сожалению, и разрознены. Это, например, политическое движение "Держава" Дмитрия Васильца, партия "Наши", часть блока "Оппозиционная платформа – За жизнь". Есть и здоровая оппозиция, в основном представленная бывшими членами партии "Регионов".

Задача, которая сейчас стоит перед оппозицией, – забыть про разногласия и внутренние распри. Я создавал партию регионов, и процесс создания мне знаком. Он был очень долгим и очень трудным. Потому что каждый мнил себя гетманом, и мне, наверное, удалось создать эту партию только потому, что не претендовал на главную роль. Я всегда говорил, что, если есть кто-то более опытнее и умнее, вот вам бразды правления, я готов помогать.

Такую позицию я бы рекомендовал всем лидерам – отбросить личные амбиции. Главное – убедить народ поверить этой широкой платформе, чтобы за вас проголосовали, а когда проголосуют, тогда вы уже решите, как власть разделить. Если будут опытные и надежные люди в руководстве, всегда можно подстраховаться и перераспределить полномочия так, как это нужно.

– Но позволят ли хозяева состояться этому объединению?

– Я вспоминаю социалистическую революцию, которая произошла. Ведь никто не позволял большевикам брать власть в свои руки, но появилась такая партия, которая взяла ее в свои руки. Конечно, американцы будут против. Будут работать карательные операции, но, когда поднимется весь народ, подавляющая часть поймет, что эти продажные майдановцы добра не принесли. Вот тогда трудно будет остановить это движение.

Идея, когда она овладевает массами, как говорил наш известный руководитель, становится материальной силой.

Ссылки по теме