США и Германия имеют разногласия по проекту "Северный поток–2", но придерживаются единой позиции по необходимости сохранения транзита Украиной. Об этом заявили канцлер Германии Ангела Меркель и американский президент Джо Байден на совместной пресс-конференции по итогам прошедшей в Вашингтоне встречи.
Байден также признал, что введение новых санкций в отношении проекта не имело бы смысла, так как к моменту начала его президентского срока газопровод был готов на 90%.
"Моя позиция по "Северному потоку–2" известна в течение определенного времени. Добрые друзья могут расходиться во мнении. К тому моменту, когда я стал президентом, он был завершен на 90%, и вводить санкции не имело никакого смысла", – сказал он и добавил, что в фокусе сейчас другой вопрос – не допустить, чтобы проект не был использован в качестве инструмента политического влияния со стороны Москвы.
Аналогичное заявление сделала канцлер Германии. Меркель подтвердила, что разногласия между сторонами имеются. "Обсудили Россию и Украину и в этой связи "Северный поток–2". У нас тут различные оценки того, что несет этот проект", – заявила Меркель.
В чем сошлись Байден и Меркель?
Единственное, в чем полностью совпали взгляды лидеров США и Германии, – защита украинского транзита. Байден отметил, что вместе с Меркель они обратились к национальным правительствам "изучить практические меры, которые мы могли бы предпринять совместно, и то, будет ли энергобезопасность и безопасность Украины укрепляться или ослабляться, исходя из российских действий".
Меркель подчеркнула, что Германия твердо стоит за то, чтобы Украина сохранила статус транзитного государства.
"Для меня "Северный поток–2" – дополнительный проект, а не проект вместо транзита газа через Украину. Все остальное вызвало бы большую напряженность. Мы ведем переговоры о том, как мы вместе можем это дать понять", – заявила Меркель.
По ее словам, Германия и руководство Евросоюза (ЕС) много постарались над тем, чтобы между Россией и Украиной был заключен контракт в 2019 году сроком на пять лет на транзит российского газа через территорию Украины. Меркель заявила о заинтересованности продления срока действия контракта на транзит и после 2024 года.
"Как вы знаете, мы проделали много работы, не только Германия, но и вся Еврокомиссия, чтобы вместе с Россией и Украиной добиться заключения договора, который пока обеспечивает транзит газа до 2024 года. И я прежде всего исхожу из того, что после этого такие поставки газа будут возможны", – отметила канцлер.
В случае транзитного года Украины, виной которому будет Россия, ЕС будет чем ответить, отметила Меркель.
"И мы также имеем множество инструментов, которые по большей части находятся в руках не германской, а европейской стороны и которые можно использовать. "Мы постоянно демонстрировали это в свете введения санкций. Я не хочу здесь на этом месте спекулировать, но хочу лишь сказать, что мы с нашими специалистами обсуждаем, какими возможностями для реакции мы располагаем. Мы будем обсуждать с европейскими друзьями реакцию, но все будет задействовано в решающий момент, до которого, я надеюсь, не дойдет", – уточнила Меркель.
В чем проблема Украины?
Украина без устали твердит о том, что ввод в эксплуатацию газопровода несет угрозу украинской экономике, так как российская сторона полностью откажется от транзита газа через украинскую территорию.
Несмотря на все заверения российской стороны, что это не так, Украина ничего не слышит. Последнее заявление прозвучало от украинского президента Владимира Зеленского. В разговоре с немецким изданием Frankfurter Allgemeine Zeitung украинский лидер заявил об угрозе энергетической безопасности Европы и Украины, которую несет газопровод в случае ввода его в эксплуатацию. По его словам, Россия точно не будет осуществлять поставки газа через Украину после истечения срока действующего контракта, потому что заключение нового маловероятно.
"Россия точно нас отключит. Да, у нас есть контракт. Кстати, благодаря Германии и Франции мы в Нормандском формате договорились об этом контракте на пять лет. И из этих пяти лет почти два уже прошли. Через три года этот контракт закончится. Если они завершат техническую сторону "Северного потока–2" в этом году, он заработает через два-три года. И мы знаем, что будет. Все это делается для того, чтобы следующего контракта у Украины не было", – заявил Зеленский.
Украинский президент или не слушает, или не хочет слышать позицию российской стороны. Директор департамента экономического сотрудничества российского Министерства иностранных дел Дмитрий Биричевский четко обозначил все обозримые перспективы украинского транзита. Он указал, что после окончания срока действия контракта начнутся новые переговоры, если украинская и российская стороны останутся заинтересованными в сотрудничестве.
"У нас нет задачи приостановить поставку газа через Украину. Россия никогда не использовала энергетику и свои природные ресурсы как элемент давления или шантажа", – сказал он и добавил, что при условии заинтересованности украинской и российской сторон в новых договоренностях и реальной потребности в российском газе в Европе этот газ будет надежно и предсказуемо идти потребителям.