Кто кого: Китай и Европа открыли соревнование за российский газ

Компрессорная станция
© Sputnik / Виталий Тимкив

Илья Круглей

Инфраструктура для доставки энергоносителей из РФ в ЕС намного масштабнее, чем в случае с экспортом в "Поднебесную", но вот перспективы у Пекина более серьезные.

Период постройки новых газовых магистралей из России в Европу почти завершился, а вот на восточном направлении этот процесс будет продолжаться и дальше. Значит ли это, что ЕС в ближайшем будущем стоит беспокоиться о наличии российского газа, который может "перекочевать" в Азию?

Китай, Монголия и Россия ведут разработку нового газопровода "Союз Восток", который будет протянут с территории РФ в азиатские страны. По словам вице-премьера Монголии Сайнбуянгийна Амарсайхана, постройка такой магистрали может начаться уже через три года.

"Золотая жила" по-азиатски: зачем Россия хочет нарастить долю СПГ на мировом рынке >>>

По сути, речь идет о создании "Силы Сибири–2", которая еще больше приоткроет двери китайского рынка энергоносителей для российского трубопроводного газа. Разговоры о новой дополнительной магистрали в КНР через Монголию велись еще в 2019 году, когда была запущена "Сила Сибири", однако было не совсем понятно, будут такой проект реализовывать или нет.

Теперь стало ясно, что магистраль точно построят, вопрос лишь когда и на каких условиях. Для Европы это значит, что один из важнейших поставщиков "голубого топлива" все больше объемов экспорта переводит на Dосток. Это автоматически лишает возможности для наращивания поставок энергоносителя в страны ЕС.

Было бы большим преувеличением и дилетантством говорить, что весь российский газ, предназначенный для Старого Света, в перспективе может перекочевать в "Поднебесную" и другие азиатские страны. Увы, но инфраструктура для доставки энергоносителей из России в Европу намного серьезнее, чем для экспорта в Китай. Впрочем, это совсем не значит, что Евросоюзу не о чем беспокоиться. У стран ЕС все равно будут проблемы с закупкой газа из РФ, а "Сила Сибири–2", как неприятный бонус, сделает их еще более серьезными.

Китай заберет себе все или это миф?

Еще до начала постройки "Сила Сибири", впрочем, как и после ее запуска в декабре 2019-го, многие европейские политики и эксперты, причем даже из Азии, говорили, что этот проект станет провальным.

Особенно актуальны такие заявления стали, когда в начале 2020 разразилась пандемия коронавируса, а из-за карантинных ограничений на мировом рынке углеводородов наблюдался серьезный дисбаланс между спросом и предложением. "Газпрому" тогда даже приходилось продавать энергоносители по цене ниже себестоимости.

"Сила Сибири" не сразу выйдет на проектную мощность по объемам поставок в 38 млрд кубометров в год. В прошлом году по контракту было предусмотрена прокачка в Китай лишь 5 млрд кубометров. По сравнению с объемами экспорта газа из РФ в Европу это крохи.

Напомним, даже в 2020 году, когда из-за COVID-19 потребление энергоносителей в Старом Свете было минимальным, поставки "голубого топлива" из России в Европу, включая Турцию, составили 135,75 млрд кубометров (данные "Газпром экспорта").

Прошедшие месяцы 2021 года тоже показали, что объемы поставок трубопроводного газа в Китай несопоставимы с экспортом в Европу. Объемы прокачки российского газа главным клиентам "Газпрома" в первом квартале 2021-го установили 3-летний рекорд. Компания поставила в Европу 52,7 млрд кубометров.

Глядя на все эти цифры, "Сила Сибири" и даже потенциальный "Союз Восток" уже не кажутся "убийцами" экспорта российского газа в ЕС. Да, первый газопровод в Китай в какой-то момент выйдет на мощность в 38 млрд кубометров. Но это будет через 5 лет, причем в лучшем случае, если не произойдет еще какой-нибудь мощный мировой кризис.

С "Союз Восток" все еще дольше – "Газпрому" нужно договориться о гарантированных объемах экспорта с Китаем, а это тема для торга на несколько лет. Затем надо подписать транзитное соглашение с Монголией. Если все будет хорошо, то только с 2024 года начнется постройка, а значит, газ пойдет по этой магистрали еще не скоро.

Такая, по сути, вторая нитка "Силы Сибири", конечно, будет в итоге прокачивать еще больше, чем первый газопровод в Китай. В управлении ПАО "Газпром" в ноябре этого года даже заявили, что экспортная мощность "Силы Сибири–2" может превысить мощность первого российского газопровода в КНР более чем в 1,3 раза.

Но учитывая, что магистраль заработает не раньше 2026–2027 года (а может и позже), ее выход на полную мощность примерно в 50 млрд произойдет еще очень не скоро.

Объемы поставок российского газа говорят явно в пользу Европы – нынешние 135,75 млрд кубометров в ЕС против потенциальных 88 млрд в Китай, причем эти цифры появятся не через год-два и даже не через 5 лет.

Более того, источником для заполнения "Силы Сибири" являются Чаяндинское и Ковыктинское месторождения (из Якутского и Иркутского центров газодобычи). Это значит, что никто не тронет ресурсные базы для газопроводов, идущих из России в Европу (месторождения на полуострове Ямал, в Надым-Пур-Тазовском регионе и западной Сибири).

Казалось бы, чего Евросоюзу беспокоиться? Увы, действительно есть повод. Проблема в том, что перспективы роста у экспорта российского газа в Китай имеются, а вот в случае с поставками в ЕС уже нет.

Дракона с востока нельзя недооценивать

Даже в коронакризисный 2020 год, когда мир впервые столкнулся с пандемией COVID-19 и сокращением потребления энергии, средняя цена на российский газ в Китае была $150,2 за 1000 кубометров. Для сравнения: в этом же году средняя цена экспорта "Газпрома" в дальнее зарубежье, включая Европу, составляла $143 за 1000 кубометров.

В отдельные периоды китайцы закупали энергоноситель и по более высоким ценам. Судя по отчетам S&P Global, ссылающихся на данные таможни КНР, в первом квартале 2020-го Пекин покупал у РФ газ по $202 за 1000 кубометров, во втором квартале – по $182, в третьем – $144, а в четвертом – $126.

А что делает Европа, чтобы заинтриговать российского поставщика? Хуже, чем ничего. Наднациональные структуры Евросоюза и отдельные страны даже специально ограничивают объемы закупок энергоносителей из РФ.

Третий энергопакет ЕС, иски Польши против "Газпрома", саботаж Данией постройки "Северного потока–2" – это лишь неполный список действий Евросоюза, который только и делает, что отталкивает Россию в качестве поставщика газа.

Другого газа в Латвии, кроме российского, нет: что спасет страну от энергокризиса >>>

Да, Китай любит торговаться с Россией не меньше, чем Европа. Порой договориться об объемах поставок и цене даже труднее. Напомним, РФ предлагает самую низкую цену на трубопроводный газ для Китая, если сравнивать стоимость с поставками в КНР по магистралям из Казахстана, Узбекистана и Туркменистана. Кстати, пока остается открытым вопрос, удастся ли России привлечь китайский капитал к финансированию строительства "Союз Восток" или придется все сделать за свой счет.

Но правительство и бизнес КНР в перспективе в любом случае будут рады увеличению закупок газа из РФ. Это стало понятно особенно сейчас, когда в период мирового энергокризиса выяснилось, что солнечные панели и ветроэнергетика не могут нормально снабжать "Поднебесную" электричеством при неблагоприятной погоде, а значит, нужна подстраховка – газ.

Перспективы наращивания поставок российского энергоносителя в ЕС весьма туманны. Газопроводов за последние годы вроде как стало больше: "Северный поток", "Турецкий поток", "Северный поток–2". Только вот самого газа в Старом Свете, особенно сейчас во время энергокризиса, почему-то не хватает.

Россия использует новые магистрали, но при этом сокращает объемы прокачки на старых ветках. К примеру, если в 2019 году на Украину было направлено 92,3 млрд кубометров (для транзита части этого объема в ЕС), то в 2020 всего 55,7 млрд кубометров. Уменьшение объема прокачки через украинскую трубу, по сути, оказалось удивительным образом равно размеру пропускной способности "Турецкого потока".

"На первый взгляд, европейское направление газового экспорта представляется не таким привлекательным для России, как восточное (Китай). Причиной этому становится активный процесс декарбонизации в ЕС вкупе с трансграничным углеродным регулированием, которое вступит в силу уже с 2023 года. Величина трансграничного углеродного налога для российских компаний приблизительно оценивается в $3–4,8 млрд в год", – рассказал в беседе с Baltnews замдиректора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО, специалист в области топливно-энергетического комплекса Игбал Гулиев.

При этом, отмечает эксперт, постпандемийные сценарии развития нефтегазовой отрасли предполагают значительное снижение потребление природного газа после 2030 года.

Но это прогнозы на бумаге, а по факту страны Европы, несмотря на диверсификацию поставок, остаются основными, при этом достаточно надежными потребителями российского газа, и высока вероятность, что текущие объемы потребления сохранятся в течение как минимум еще двух десятилетий.

"Потенциальная емкость китайского газового рынка не безгранична и оценивается на уровне 150–180 млрд куб. м в год. Помимо российских газопроводов, поставки природного газа в Китай осуществляются по трубопроводу "Туркменистан – Узбекистан – Казахстан – Китай" (Туркменистан 33,3 млрд м3/год, Узбекистан 6,3 млрд м3/год, Казахстан 5,4 млрд м3/год), при этом в рамках данного проекта сооружается четвертая нитка", – рассказал эксперт .

"Китай является достаточно перспективным рынком сбыта российского газа, но страны ЕС все же остаются для РФ важным рынком сбыта в среднесрочной перспективе", – резюмировал Игбал Гулиев.

СПГ из России – "спасательный круг" для ЕС, правда, дорогой

Следует признать, что несмотря на будущие сложности с поставками трубопроводного "голубого топлива" из РФ, Европа может смело надеяться на импорт сжиженного газа.

Специфика торговли СПГ в мировой экономике сегодня такова, что данный продукт, в отличие от газопроводов, более мобилен. Это из магистрали энергоноситель попадает из пункта "А" в пункт "Б" и никак иначе. А вот танкер со сжиженным газом всегда можно перенаправить из одного порта в другой, где за СПГ в данный момент заплатят больше.

Это хорошо видно на примере поставок сжиженного газа из США, на которые рассчитывала Европа в 2021 году, но большая часть этих объемов в итоге ушла в Азию – в регион, в котором за СПГ предлагали более высокую цену, чем в Старом Свете.

Однако в случае с экспортом сжиженного газа из России в Евросоюз есть одно "но". Большая часть такого типа энергоносителя (преимущественно с проектов "Ямал СПГ", а также с будущего "Арктик СПГ–2") производится в труднодоступных районах РФ и отправляется на судах по Северному морскому пути (СМП).

Специфика этого маршрута такова, что из-за замерзания воды в Арктике, большую часть года доставка СПГ в сторону Китая крайне затруднительна. Конечно, у РФ есть ледоколы класса Arc7, способные проводить танкеры по СМП даже по льдам с толщиной в два метра, но затраты на такую доставку сжиженного в КНР будут достаточно велики.

Из-за этого конечная цена СПГ вряд ли понравится потребителям "Поднебесной". Зато в Европу по СМП отправлять сжиженный газ проще, а значит Россия, которая в последние годы активно наращивает объемы производства сжиженного газа, в любом случае будут увеличивать размеры поставок СПГ в Евросоюз.

По словам доктора экономических наук, исполнительного директора Ассоциации полярников Мурманской области Алексея Фадеева, на текущий момент конъюнктура мирового рынка газа делает российский СПГ крайне удобным для европейского рынка. Разумеется, это все накладывается и на фактор расположения объектов добычи, являющихся ресурсной базой для производства сжиженного газа.

В Китае и других странах азиатско-тихоокеанского региона, говорит эксперт, стоимость на энергоносители выше, чем в Старом свете. Однако Европа крайне привлекательна для СПГ из России, поскольку ее рынок ближе, чем азиатский.

"Надо признать, что если в ЕС запустят "Северный поток–2", то это несколько снизит стоимость на "голубое топливо" в Старом Свете. Все-таки регион получит стабильные поставки по магистрали, а значит, сможет наполнить свои хранилища, снижая дефицит энергоносителей. Но это все равно не снизит важности европейского рынка для СПГ из РФ. НОВАТЭК и "Газпром" предлагают ЕС очень выгодные цены, которые ниже, чем у других поставщиков Европы, именно поэтому продукция российских компаний всегда найдет покупателя в регионе", – уверен Алексей Фадеев.

Также, по словам доктора наук, пока не совсем понятно, когда изменится ситуация на газовом рынке и закупочная стоимость "голубого топлива" в Азии упадет.

Пока этого не случится, восстанавливающая после локдауна экономика Китая будет забирать большие объемы СПГ во всем мире. Это значит, что у Европы из надежных поставщиков будет только РФ.

Гарантия такого экспорта обусловлена географией. России легче поставлять сжиженный газ в западном направлении, поскольку транспортировка по нему не требует регулярного на протяжении всего года наличия судов с высоким ледовым классом, констатирует эксперт.

Морской транспорт, расчищающий дорогу танкерам с СПГ в акватории Северного морского пути, нужен им для выхода из бухты Ямальского полуострова. Дальше суда уже могут самостоятельно двигаться в направлении Европы. Такая дорога выходит дешевле, чем путь на восток, когда воды скованны большим слоем льда.

Другой вопрос, что для стран Старого Света СПГ всегда (не считая аномальных кризисов вроде первой половины 2020-го) дороже, чем трубопроводный. Выходит, Европа сохраняет текущие объемы экспорта трубопроводного газа из РФ, но в отличие от Китая, который наращивает закупки у РФ, лишена серьезных перспектив. Страны ЕС могут компенсировать это за счет российского СПГ, но это гарантировано увеличит расходы Старого Света на покупку энергоносителей.

Что ж, Европе надо было думать раньше. Еще до того, как она, мечтая о диверсификации импорта газа, строила СПГ-терминалы и вводила законы, которые по сей день мешают нормальному ведению бизнеса между "Газпромом" и европейскими компаниями.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме