С 18 февраля по 23 марта на территории Латвии пройдут международные военные учения Saber Strike 22, проводимые Командованием Вооруженных сил США в Европе. В республику прибудут 22 американских боевых вертолета Apache и сотни единиц военной техники.
Кроме того, до 28 февраля из Литвы прибудут еще около 800 военнослужащих США и до 250 единиц техники. Еще 100 солдат вооруженных сил Италии примут участие в отработке совместных тактик до 16 февраля. Как отметили в Минобороны Латвии, военные учения повысят оперативную совместимость воинских частей союзников НАТО в ходе тактических операций.
Ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров в интервью Baltnews заявил, что эти маневры носят "психологический характер". Он подчеркнул, что США размещают в Латвии оружие и проводят там учения с целью дестабилизировать российское государство.
– Г-н Александров, как вы оцениваете эффективность учений Saber Strike 22 для самой Латвии?
– Такие учения имеют чисто психологическую эффект для Латвии, показывая ее руководству, что латыши как бы под защитой НАТО, реальных войск США и их союзников. Это позволяет им вести себя немного разнузданно по отношению к России и ее населению на территории Латвии. Смысл этих учений – во-первых, поддержать русофобскую политику балтийской страны. Во-вторых, запугать русское население республики, чтобы оно не проявляло особой активности.
– Ранее старший научный сотрудник Института Катона Тед Гален Карпентер в статье для журнала National Interest отмечал, что покровительственные отношения Вашингтона с прибалтийскими республиками рискованны, а лидеры США поступают неблагоразумно. Какие цели преследуют Штаты, размещая там войска и проводя учения?
– Стратегическая цель США – это окружение России сетью клиентских государств, создание там военных баз. Использование их территорий для проецирования нестабильности на территорию РФ, последующий развал нашей страны и уничтожение русской нации – к этой цели они последовательно идут.
Штаты "включили" Прибалтику, подавили там русское население, чтобы оно не могло препятствовать этой русофобской политике балтийских стран. Запугали его. Сейчас людей бросают в тюрьму за какие-либо высказывания.
Эта линия идет на уничтожение русских как нации. России нужно серьезно относиться к таким вещам, это не шутки. Фактически Гитлер проводил такую же линию, [но] в открытую. США – по-хитрому, тихо, аккуратненько "оттяпывают", давят и душат русских, затем идут дальше, как фашисты.
– Несмотря на то, что Латвия получила от Америки подтверждение о переброске американских войск и 18 февраля начались учения, в январе в СМИ муссировалась тема о возможности исключения Прибалтики из НАТО на фоне переговоров РФ и США. Могут ли Штаты на неофициальном уровне действительно отказаться от присутствия в регионе для стабилизации отношений с Россией?
– Конечно не могут. Это все слухи, которые специально вбрасываются для дезориентации российского руководства. На самом деле это их стратегическая линия окружения и уничтожения России. Они ни от чего не собираются отказываться.
На Украине Штаты также продолжат свою линию, укрепляя там свои позиции и затягивая переговоры с Россией. Ждать, когда у нас изменится внутриполитическая ситуация, а потом начать размещать на Украине свои вооруженные силы в крупном объеме. И в Грузии тоже, затем в Азербайджане.
– Почему США якобы сообщают о новой дате "вторжения" РФ на Украину эстонской разведке?
– Они всем сообщают, всему миру. Это цель сдерживания России, чтобы не допустить нашего реального ответа на продвижение НАТО на восток. Они считают, что у нас единственный способ им ответить – разгромить киевский режим.
США раздули такую кампанию и думают, что Россия будет "атаковать" первой. Не знаю, какие планы у нашего руководства, но проблему киевского режима давно надо было решить, еще в 2014 году.
– США очень часто делятся "информацией" о готовящемся "вторжении" РФ на Украину. Не теряется ли от этого доверие к их "откровениям"?
– Дело не в доверии, а в давлении на РФ, чтобы сдерживать наше руководство от более "радикальных" решений. Допустим, от признания независимости ДНР и ЛНР. Пока этот способ работает, наше правительство не спешит с признанием республик. Хотя госдума и проголосовала, и правильно сделала. Наше руководство надеется на Минские соглашения.
– Может ли примирение Москвы и Вашингтона стать катастрофой для Прибалтики?
– Примирение невозможно. Катастрофа для Прибалтики будет как раз от того, что она не в союзе с Россией. Рано или поздно, ей придется за это заплатить. К сожалению, Сталин слишком мягко с этими народами обошелся – эстонцами, латышами, литовцами. Это привело к тому, что опять эти народы заняли русофобскую позицию. За это еще раз придется заплатить.
– Для какой из трех стран – Латвии, Литвы или Эстонии – возможный выход из НАТО станет самым болезненным или полезным?
– Думаю, им всем надо из НАТО выходить. Альянс им ничего не дал, кроме проблем. У них был отличный вариант воспользоваться опытом Финляндии или даже опытом послереволюционной ситуации. Они так бы сохранили независимость, наверное, после нашей революции, если бы не гитлеровская экспансия на восток. Именно она вынудила СССР применять меры, вводить войска в эти страны, присоединять к Советскому Союзу.
Если бы этой экспансии не было, то все было бы нормально. Они бы спокойно жили, и Финляндия тоже. Под воздействием западной пропаганды, в частности, диаспоры из беглых прибалтов в США и Канаде, эти люди повлияли на выбор пронатовского курса, что стало их крупнейшей ошибкой. А сейчас жили бы "в шоколаде".
– Недавно Правительство Латвии одобрило поставку Украине зенитных ракетных комплексов Stinger. Оружие Латвии поставляют США. Почему Америка не высылает оружие напрямую?
– Есть определенные договоренности между Россией и США о нераспространении переносных ракетно-зенитных комплексов, потому что они могут попасть в руки террористов.
Мы знаем, что с Украины очень много оружия утекает в разные стороны. Они даже крылатые ракеты продали Ирану в свое время. Поэтому Украина – ненадежная страна с точки зрения контроля над экспортом вооружения. Тем более, там все разворовывают.
Конечно, Штаты не хотели бы полностью разрывать эту договоренность с РФ. Они решили так: мол, мы в Прибалтику оружие продали, а дальше мы не при чем.
– Можно ли сказать, что военная помощь стран Балтии Украине носит формальный характер?
– В значительной степени это носит политико-психологический характер: продемонстрировать Украине, что "вы держитесь, мы с вами, я дам вам парабеллум, будете защищаться от русских". Оружие надо как-то сбагрить.
Если страны Балтии ничего не будут поставлять, то многие в Киеве спросят: зачем с ними имеем дело? Это позволяет прибалтам подстегивать такую антирусскую истерию и поддерживать нынешний киевский режим.
С военной точки зрения, конечно, каких-то принципиальных преимуществ Украина от этих видов вооружений не получает.
– Кем страны Балтии являются для НАТО: иждивенцами или его союзниками?
– Они являются инструментом, который можно использовать против РФ, плацдармом для развертывания войск в случае "нападения". Они рассчитывают на то, что НАТО их защитит, что нереально.
Сами прибалты не имеют ресурсов для создания мощных вооруженных сил. Поэтому сложно рассматривать их как иждивенцев. Вот в ЕС – да, они таковыми являются, так как живут на дотации Евросоюза. В НАТО они получают какую-то военную технику в незначительном количестве. Как правило, уже устаревшую, неэффективную. Какой-то особой финансовой нагрузки для других стран-членов НАТО это не несет.
– В последнее время в СМИ говорят о слабости Европейского союза. Возможен ли сценарий, при котором большинство стран ЕС объединятся вокруг Германии и откажутся от помощи США?
– Это маловероятно. Не все хотят объединяться вокруг Германии. Страны Прибалтики, возможно, объединились бы. Польша вряд ли согласилась бы, так как находится между Прибалтикой и ФРГ. Эта страна будет всячески препятствовать, будет для этого использовать своих партнеров по Вышеградской группе.
Не представляю, что ЕС имеет какие-то серьезные перспективы для развития – англичане не случайно оттуда сбежали. Они не хотели больше субсидировать иждивенцев.
Евросоюз – это организация, которая находится в состоянии упадка. Сколько она будет разлагаться, пока неясно. Это в значительной степени будет зависеть от экономический мощи Германии. Она сейчас занимает такую неконструктивную позицию по поводу сотрудничества с РФ, что ускоряет упадок ее и всего ЕС.