Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш считает, что для победы над COVID-19 важно изменить поведение латвийского общества. "Одним из основных условий обуздания пандемии COVID-19 является изменение общественного поведения в долгосрочной перспективе – принятие необходимости соблюдения дистанции, регулярного мытья и дезинфекции рук, а также использования масок для лица там, где это необходимо", – сказал он.
Можно много рассуждать о безответственном поведении латвийского общества в период борьбы с вирусом. В начале ноября "антимасочники" провели шествие, в котором приняло участие около 80 человек. Учитывая пассивность гражданского общества в Латвии, это не так уж и мало.
Сторонники теорий заговора о коронавирусе, коих в стране немало, также порой отвергают правила безопасности. Ранее агентство по исследованию общественного мнения SKDS опубликовало результаты опроса, согласно которому 50% латвийцев убеждены, что коронавирус был искусственно создан в лаборатории. Этому верят в том числе 44% людей с высшим образованием.
Впрочем, депутат Сейма от "Нового Единства", экс-министр здравоохранения Анда Чакша, конечно, подобное не одобряет, но считает, что отрицание COVID – это вполне нормальная реакция, объяснимая сильным стрессом в обществе.
"Когда люди боятся, они отталкивают это, говорят себе, что это нереально. Им легче перенести трудную ситуацию, отрицая ее. Конечно, очень трудно, когда в общество много людей, которые так реагируют на ситуацию", – отметила Чакша.
Однако в контексте кризиса, вызванного распространением вируса в Латвии, стоит отметить и безответственность властей. Премьер Кариньш недавно обрушился с критикой на министра здравоохранения Илзу Винькеле. Он заявил, что недоволен неторопливыми решениями Минздрава.
"До этого сама система не была готова смириться с тем, что кризис очень резко нарастает. Темпы понимания ситуации и предложения решений долгое время были слишком медленными", – признал Кариньш.
Тщательное "мытье рук"
Слова премьера можно интерпретировать так: ответственности с себя не снимаю, но виноваты все, кроме меня. За несвоевременное принятие решений по COVID премьер перевел стрелки и на Всемирную организацию здравоохранения. Якобы Кариньш давно хотел "все закрывать намного быстрее". Однако ВОЗ утверждала, что нужно действовать постепенно.
Упрекая всех вокруг, Кариньш, кажется, забывает о том, что симфонии не играются в одиночку. Целый оркестр в ответе за ее исполнение.
Конечно, можно найти недостатки в работе Винькеле, так как нельзя сказать, что Латвия встретила вторую волну COVID-19 во всеоружии. Главный вопрос, о котором Минздраву стоило позаботиться в летний период, – заполняемость больниц и нехватка медперсонала.
На данный момент в больницах Латвии заполнено почти 80% койко-мест. Это является почти критическим уровнем.
Глава Латвийского больничного общества Евгений Калейс считает, что ситуация становится только хуже.
"Больницы пытаются обеспечить резерв мест, но параллельно приходится думать о том, где взять персонал", – говорит он.
В контексте этого упреки Кариньша в адрес министра можно считать обоснованными, но ведь премьер не настолько беспомощный, каким себя преподносит. Достаточно вспомнить историю с рижским марафоном. Кариньш высказался против его проведения накануне мероприятия.
Несмотря на выступавшую против отмены марафона Винькеле, Кариньш стоял на своем. И позже он заявил, что отмена Рижского марафона была единственно верным решением, основанным на рекомендациях эпидемиологов.
Несмотря на все недочеты, Винькеле стоит отдать должное – система функционирует. Согласно последним данным Европейского центра профилактики и контроля заболеваний, в Латвии снова самая низкая средняя заболеваемость COVID-19 среди стран Балтии.
Без паники
Сама министр держится стойко, несмотря на регулярную критику, угрозы и призывы уйти в отставку. Хоть уход в отставку нередко воспринимается в латвийском обществе как подвиг, иногда нужно иметь больше смелости, чтобы остаться на ответственном посту в столь трудное для страны время. Она ведет себя сдержанно и конкретно, в то время как устойчивость премьера под вопросом.
Политолог Юрис Розенвалдс заметил, что в действиях Кариньша прослеживаются элементы паники.
"На мой взгляд, единство перед лицом кризиса не менее важно, чем такие вопросы, как количество коек и персонал", – сказал Розенвалдс.
Подобные трещины в правительстве наводят смуту в обществе. Пока премьер переводит стрелки на министра здравоохранения, общество видит в этой несогласованности опасность для своего будущего. Если в период сложного для страны времени солидарность отсутствует даже среди власть имущих, что уж говорить о простом народе.
Несмотря на упреки со стороны Кариньша, Винькеле отметила, что продолжит совместную с правительством работу.
Ситуацию с COVID-19 в стране пока нельзя назвать контролируемой. Уровень заболеваемости растет, в этих условиях становится все сложнее отслеживать пути заражения.
Согласно недавнему опросу, латвийцы чаще сталкиваются с коронавирусом, но относятся к нему легкомысленнее, чем раньше.
Главный инфектолог Министерства здравоохранения профессор Уга Думпис считает, что общество нужно интенсивнее информировать об угрозе заражения. Однако в условиях кризиса у правительства нет на это ресурсов.
Но одно можно сказать точно: премьер-министр Кришьянис Кариньш всерьез воспринял рекомендации специалистов насчет соблюдения гигиены рук. На протяжении кризиса он их тщательно "умывает".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.