Рига – наиболее открытая для сотрудничества с Москвой прибалтийская столица. Как развивается это сотрудничество, в каком состоянии находятся отношения Москвы с соседним Таллином, и почему осложняется взаимодействие с Вильнюсом, порталу Baltnews рассказал президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов.
– В сентябре московская делегация посетила Ригу и Таллин. Встречи прошли плодотворно: Москва и Рига планируют подписать новую программу сотрудничества между городами, а в Таллине говорили о налаживании двусторонних отношений. Г-н Платонов, как в Московской торгово-промышленной палате (МТПП) оценивают сотрудничество Москвы с тремя балтийскими столицами? Как оно развивается в настоящее время?
– Москва максимально ориентирована на возрождение и поддержание связей с коллегами из стран Балтии. И с Ригой, действительно, сложились традиционно хорошие отношения по многим направлениям: сотрудничество городских властей, развитие предпринимательства, культурный обмен, туризм. Существующие политические разногласия несколько осложняют партнерские отношения, но в целом их удается преодолевать.
С Таллином немного сложнее. Но имеется стремление к налаживанию связей двух столиц, что не может не радовать. Впрочем, у столицы Эстонии налажены давние хорошие отношения с Санкт-Петербургом, и сейчас мэрия Таллина высказывает намерение укреплять связи с Москвой на благо жителей обоих городов по примеру тесного сотрудничества с Северной столицей.
С Вильнюсом все несравнимо сложнее именно на уровне сотрудничества столиц, при том, что Россия является, несмотря ни на что, одним из главных экономических партнеров Литвы. Но я уверен, что перспектива развития сотрудничества есть. Нас объединяет многовековая совместная история, особенно тесная в предреволюционный период и советское время. Как это оценивают политики, находящиеся в разное время у власти, во многом сказывается и на развитии отношений. Но межличностные, межчеловеческие отношения никуда деть невозможно. Они были, есть и будут.
– Какие есть перспективы развития торгово-экономических связей по направлениям "Москва-Рига", "Москва-Вильнюс", "Москва-Таллин"?
– Со стороны городских властей Москвы созданы все условия, нет никаких ограничений. Изменение отношения, настроения со стороны властей прибалтийских государств будет способствовать более активному, взаимовыгодному сотрудничеству. В МТПП уже много лет действует Комиссия по внешнеэкономическим связям с партнерами стран Балтии, она работает на сохранение прежних и установление новых бизнес-связей.
– По вашим словам, со стороны России никаких препятствий к развитию торгово-экономических отношений нет, а со стороны балтийских республик препятствия есть, и связаны они с политикой.
– Долгое время мы развивались как единое экономическое пространство. Логистика строилась с учетом активного использования прекрасных портов на Балтике: в Риге, Таллине, Вентспилсе, Клайпеде. В свое время они являлись существенными источниками доходов союзных республик, а затем и независимых стран.
Увы, после распада СССР это не было сохранено. На протяжении почти трех десятилетий со стороны политиков стран Балтии различных уровней звучало огромное количество критических заявлений, что никогда не способствовало взаимовыгодному сотрудничеству.
Это очень грустно, потому что с учетом демонстративной политической ориентации правительств стран Балтии Россия была вынуждена вкладывать огромные средства в реконструкцию действующих и строительство новых собственных незамерзающих портов, газо- и нефтепроводов.
Конечно, даже частичная переориентация транзита стала сильным ударом по экономике прибалтийских государств, но мера эта была вынужденной. Как и российские экономические "контрсанкции", объявленные в ответ и на срок действия санкций Евросоюза…
– Может ли в будущем произойти так, что между государствами не будет торгово-экономических точек соприкосновения? Россия будет развиваться отдельно, потому что страны Балтии ее не принимают?
– "Балтия не принимает" – громко сказано. Самые надежные связи на уровне людей и на уровне бизнеса, потому что предприниматели делают то, что им выгодно, а не то, что им сказали. Если есть какая-то ниша для взаимовыгодного сотрудничества, она активнейшим образом развивается.
На одном из мероприятий в Казахстане докладчик сказал: "Нам не нужен "Северный морской путь", мы будем возрождать древний "Шелковый путь". Мне пришлось ему объяснить, что о маршруте "Шелкового пути" еще долго будут спорить историки и археологи, а вот нужен или не нужен Северный морской путь – это решит предприниматель в зависимости от того, насколько этот маршрут будет выгоден.
Кстати, в пример можно привести не только порты. В Эстонии в советское время был построен мощнейший онкологический центр. Там работали прекрасные специалисты. Европа помогла оснастить этот центр современнейшей техникой, никто не запретит россиянину получить там какую-то услугу.
Прибалтика – популярное туристическое направление, инфраструктура "заточена" под россиян, отсутствует языковой барьер.
Это все сохраняется, потому что работает экономика. Экономика – база, а политика – нечто наносное.
– В каких нишах Москве удается сотрудничать с Ригой, Вильнюсом и Таллином?
– Понятно, что основным предметом российского экспорта в страны Балтии, несмотря ни на что, остаются энергоносители. Для Москвы это менее актуально и, если смотреть статистику, то за последние годы почти половину продукции, экспортируемой из российской столицы в Балтию, составляли злаковые культуры, олово, металлокерамика, парфюмерия и косметика, драгметаллы. А там московские организации закупали в основном электрооборудование, красители и фармакопею. Но объемы, скажем так, могли бы быть больше...
Я уверен, что и товарооборот, и взаимовыгодное сотрудничество будут развиваться: соседним государствам, не нужно тратиться, как правило, на переводчиков; затем чувства людей, понимание, память о совместной истории – это все есть, это существует, этого никуда не деть.
В середине 90-х годов я встречался с моими коллегами из Латвии, которые попросили помочь посчитать, какой ущерб им в свое время нанес СССР, чтобы потребовать компенсацию. Я согласился, но предложил начать с оценки роли латышских стрелков в становлении советской власти.
В июле 1918 года эсеры реально могли вернуть себе власть, отобрав ее у большевиков, но латышские стрелки не дали этому сбыться. Давайте с этого момента вести подсчеты? Увы, мое предложение скомкало дальнейший полет идей о зарабатывании на этом.
Замыкаться в воспоминаниях о прежних обидах, на мой взгляд, не совсем правильно, потому что в интересах жителей наших стран – взаимовыгодное соседское сотрудничество и развитие отношений. И вот на уровне предпринимательства это можно сохранять и развивать.
– Вы упомянули Комиссию, которая занимается непосредственно странами Балтии.
– Московская торгово-промышленная палата не выдает согласия на какую-то работу в этих странах и не решает, будет ли московский бизнес сотрудничать с предпринимателями из Латвии, Литвы и Эстонии. Но мы создаем все условия для того, чтобы это сотрудничество развивалось.
Наша Палата еще в девяностые годы заключила партнерские соглашения с торгово-промышленными палатами столиц и крупнейших городов стран Балтии. Эти соглашения действуют, их никто не отменял, и помогают поддерживать B2B связи. Наша Комиссия по внешнеэкономическим связям с партнерами стран Балтии ведет мониторинг экономической ситуации, ведет базу коммерческих предложений в Латвии, Литве и Эстонии, которые могут быть интересны московскому бизнесу, и – в свою очередь – информирует о возможностях инвестиций в Москве партнеров в Прибалтике. Комиссия организует участие наших бизнесменов в различных мероприятиях, направленных на продолжение делового сотрудничества.
– Что это за мероприятия?
– Вот лишь несколько примеров. Конференция "Реабилитация и питание" в рамках выставки MedBaltica в Риге. Посещение Латвийского агентства инвестиций и развития. Участие в конференции "Фармацевтический рынок 2018 года: вызовы и перспективы". Участие в презентации международного центра Астаны, где также поднимались вопросы сотрудничества между Россией и странами Балтии. Встреча и переговоры с новым коммерческим атташе посольства России в Литве Гинтарасом Бинкаускасом. Переговоры с латвийской бизнес-миссией в рамках визита посла Латвийской Республики в России Мариса Риекстиньша в Псков.
– Это результативные мероприятия?
– Это не просто повод обменяться визитными карточками, попить кофе и разойтись. Это обсуждение тех проблем, которые реально существуют, и поиск путей их решения. На этих встречах закладываются будущие контакты, будущие попытки лоббировать изменение законодательства, изменение позиции. Каждая В2В-встреча – источник важнейшей информации для дальнейшего выстраивания взаимовыгодного сотрудничества, потому что там собираются люди, для которых предпринимательство – их среда обитания, их заработок. Они общаются между собой, с политиками, находят новые интересные контакты.
– Комиссия оказывает поддержку предпринимателям?
– Конечно, мы помогаем находить контакты. Например, на ресурсах МТПП мы размещаем сведения о выставках, семинарах, форумах, коммерческих предложениях стран Балтии.
Не так давно мы запустили онлайн-площадку деловых предложений "Бизнес Маркет". Это уникальный ресурс, созданный в рамках международной системы торгово-промышленных палат. На всемирном конгрессе торговых палат в Рио-де-Жанейро наш проект получил специальный приз всемирного конкурса в номинации "Самый оригинальный проект". Участвовали более 110 торговых палат мира, было представлено 74 проекта, мы вошли в число 15 финалистов и в своей номинации мы стали вторыми.
Все начиналось с малого. Мы хотели дать возможность московским предпринимателям, членам МТПП получать информацию о том, кто и что хочет продать, купить, какие услуги и товары. В итоге вышли за рамки Москвы, а затем и России. На этой площадке мы работаем, даем возможность предпринимателям общаться.
– С какими трудностями при выходе на рынки Риги, Вильнюса и Таллина могут столкнуться московские предприниматели?
– Есть особенности местного миграционного законодательства, сложности с визовым режимом, несколько иные системы налогообложения. Ну и конечно, в основном, политические аспекты, санкции. Но, если сравнивать три государства Балтии, то наиболее открыта сотрудничеству Рига.
Я сотрудничаю с органами власти Риги с 1990 годов. Мы строили площадку "Дом Москвы" в Риге. Уникальное место, где с раннего утра до позднего вечера находится огромное количество русскоговорящих людей, которые любят и Россию, и свой родной язык. И любят Латвию, в которой они живут и которой они отдали лучшие годы своей жизни. Получился шикарный культурный центр, работающий, в том числе, и на деловое сотрудничество.
Такие примеры есть, в основном ведь все выстраивается через людей. Ну и не секрет, что в Латвии знающие русский язык люди успешно занимаются предпринимательской деятельностью. Это действительно так.
– А Вильнюс и Таллин?
– Сложнее все. Например, в Таллине я был во главе делегации Московской городской думы. Таллинские коллеги – первый зарубежный представительный орган власти, с кем в 1994 году мы подписали Договор о сотрудничестве. Основной принцип, который мы закладывали в сотрудничестве между представительными органами власти, если совсем грубо, – канализационная труба не имеет партийности. Гражданам нужно, чтобы эта труба работала, чтоб был водопровод, электричество, транспорт, – чтоб все это работало, и люди счастливы. Очень радует, что сейчас власти Таллина возвращаются к прагматичной позиции, понимая, что сотрудничество с Москвой – это в первую очередь экономическая выгода для горожан.
– Но Вильнюс уходит в сторону в этом вопросе?
– Да, сотрудничество Вильнюса с Москвой сейчас почти заморожено. Недавно мэр литовской столицы запретил открытие уже почти построенного Дома Москвы и вообще пообещал его снести. Понятно, что деловое сотрудничество в таких условиях сильно осложняется. Но это не умаляет готовность Москвы и России к восстановлению связей. Вы знаете, любые войны заканчиваются. Что потом делают? Подсчитывают ущерб и начинают созидать. Бизнес сейчас в самые непростые моменты позволяет этот ущерб свести до минимума.
– Активно предприниматели из балтийских республик приходят в Москву?
– В Москве зарегистрировано около 80 предприятий с латвийским капиталом в уставном фонде, и по этому показателю Латвийская Республика занимает 18-е место среди зарубежных стран.
По состоянию на 1 января 2019 года объем накопленных латвийских инвестиций в московской экономике составил 724,0 млн долларов США, и по этому показателю Латвийская Республика занимает 23-е место среди зарубежных стран.
Оборот взаимной торговли услугами за 2018 год составил 13,2 млн долларов США, в том числе экспорт – 6,4 млн долларов США, импорт – 6,8 млн долларов США.
У Эстонии показатели несколько ниже. В Москве зарегистрировано свыше 30 предприятий с эстонским капиталом в уставном фонде, и по этому показателю Эстонская Республика занимает 34-е место среди зарубежных стран.
По состоянию на 1 января 2019 года объем накопленных эстонских инвестиций в московской экономике составил 188,0 млн долларов США, и по этому показателю Эстонская Республика занимает 38-е место среди зарубежных стран.
Оборот взаимной торговли услугами за 2018 год составил 30,7 млн долларов США, в том числе экспорт – 24,9 млн долларов США, импорт – 5,8 млн долларов США.
К сожалению, у нас сейчас нет корректной статистики по Литовской Республике из-за того, что связи с Москвой, как я уже сказал, находятся в упадке из-за позиции вильнюсских властей.
– Какие сферы могли бы стать опорной точкой для развития торгово-экономических связей Москвы со столицами балтийских республик?
– Я считаю, что наиболее перспективны и понятны – это медицинские, рекреационные услуги и туризм: познавательный, медицинский, культурный, исторический, бизнес-туризм. Прибалтийские государства остаются теми странами, куда можно быстро приехать. Это близко, это доступно, и я уверен, что туризм может и должен развиваться и в одну, и в другую сторону.
Если будут совместные усилия со стороны городских властей и стремление столиц прибалтийских государств будет адекватно позиции Москвы, то быстро начнется развитие во многих ключевых сферах. Когда власть начинает создавать условия, предпринимательство развивается активно. Здесь не может быть одностороннего движения, необходимо идти навстречу друг другу, ко взаимной выгоде.