"Теряем уголь и нефть": как Рижский порт готовится к жизни без России

Рижский порт
РИА Новости

Пандемия коронавируса привела к резкому снижению мирового спроса на энергоносители, включая нефтепродукты и уголь, и в целом снизила экономическую активность. Последствия кризиса затронули и крупнейший порт в Латвии.

Администрация Рижского порта пытается адаптироваться к новым условиям. Об этом рассказал председатель правления Рижского свободного порта Виестурс Зепс, сообщает Latvijas Avize.

По словам Зепса, общий объем грузов, перевезенных портовыми операторами, в первом квартале текущего года упал примерно на 25% по сравнению с предыдущим годом. По его словам, в последние месяцы большое внимание уделялось пересмотру ряда статей расходов и доходов бюджета.

Виестурс Зепс добавил, что в инвестиционном плане сохранены важные для Риги проекты, такие как путепровод Кундзиньсала, который облегчит поток грузовых перевозок через центр Риги, а также работы по восстановлению и обустройству берега в Болдерае.

Рижский порт частично компенсирует снижение объемов общего грузооборота другими видами грузов, такими как лес, зерно и цемент, отметил Зепс.

"Но все это не может полностью компенсировать падение объемов угля и нефти. Это стало определяющим фактором для совета порта при принятии решения о корректировках бюджета порта и сокращении статей расходов", – сказал он.

По словам Виестурса Зепса, кризис открывает возможности для Рижского порта как нового логистического центра, потому что движение грузов в мире не остановилось, а перевозчики ищут новые маршруты и новые возможности для транспортировки, погрузки и обработки грузов.

"Мы работаем над стратегией интеграции в новые глобальные транспортные цепи, чтобы реагировать на изменения в потоках, работать над новыми проектами", – добавил представитель администрации Рижского порта.

При этом Зепс отметил, что порт будет оставаться конкурентоспособным в сложившейся ситуации.

"Рижский порт адаптируется к новым условиям, создается консультативная рабочая группа с вовлеченными сторонами – портом, перевозчиками, стивидорами, чтобы искать различные варианты решения ситуации", – отметил глава правления порта.

Порт уже занимается переоценкой доступных площадей для подготовки к индивидуальным и конкретным предложениям крупных производителей, цепочек поставок, пояснил он.

"У нас есть большой потенциал роста в области дигитализации, такой как оцифровка различных информационных систем, более тесное сотрудничество с таможенной администрацией, чтобы сделать процедуры таможенного оформления более конкурентоспособными по сравнению с нашими соседями", – добавил Зепс.

Также глава правления Рижского порта ответил на вопрос об управлении тремя крупнейшими портами Латвии. По его мнению, в практике, когда каждый порт идет своим путем, есть и плюсы, и минусы, а дальнейшая модель управления уже будет политическим решением.

"В пользу создания единой компании говорит возможность сделать более последовательное и целенаправленное предложение для перевозчиков, не конкурируя друг с другом. Это своего рода кластеризация услуг и поставок, когда вместе можно сформировать гораздо более значительную экономическую силу, чем в индивидуальном порядке", – заключил он.

Транзитная отрасль Латвии оказалась в глубоком кризисе из-за переориентации российских грузов на собственные порты. Еще в конце прошлого года грузооборот в Рижском порту обвалился на 25%, а в Вентспилсском – на 42,8%. За этим последовали массовые увольнения сотрудников железной дороги. Пандемия коронавируса только усугубила состояние отрасли.

Ссылки по теме