Во вторник, 8 февраля, общественная организация "Деловая Россия" провела бизнес-завтрак с участием посла Латвии в России Мариса Риекстиньша.
В рамках мероприятия представители госструктур и бизнеса России и Латвии обсудили актуальные форматы и возможности двустороннего сотрудничества, перспективные отрасли и проекты для совместной реализации, а также презентовали свои инициативы.
Глава латвийской дипмиссии рассказал Baltnews, как развивается торгово-экономическое и деловое сотрудничество двух стран.
– Г-н Риекстиньш, какие инициативы обсуждались на встрече с представителями российского бизнеса?
– Мероприятие происходило в русле информационного обмена о возможностях для предпринимателей, для бизнеса – как латвийского, так и российского. Мы представили те условия, которые существуют в Латвии для иностранного бизнеса, для инвестиций, дали характеристику сегодняшней ситуации, наших торгово-экономических отношений.
Как довольно многие знают, Россия уже многие годы находится среди пяти самых крупных наших торговых партнеров. Россия является седьмым партнером по объему иностранных инвестиций. В Латвии работают или зарегистрировано почти 4300 предприятий с российским капиталом.
Ну, и, конечно, мы все время думаем о том, как сделать деятельность иностранных партнеров более удобной, чтобы экономические контакты развивались.
В свою очередь, с российской стороны мы выслушали более подробную презентацию тех возможностей, которые имеются непосредственно в соседнем Псковском регионе, где имеется довольно хорошая совместная работа. Было сказано, что [в России] работают более 130 предприятий с латвийским капиталом.
Были некоторые представители российского бизнеса, которые поделились своим опытом, например, в области фармацевтики, которые уже несколько лет работают с латвийскими партнерами и [получили] очень положительный опыт деятельности в Латвии со стороны наших институций, которые делают бизнес удобным.
Была презентация еще нескольких российских предприятий, которые желают найти партнеров [в Латвии], есть особый интерес со стороны IT-бизнеса. Ясно то, что это не последний разговор, это начало более конкретных переговоров по конкретным отраслям, так что мероприятие позитивное, мне понравилось.
– Какие проекты и инициативы латвийский МИД и лично вы считаете наиболее перспективными?
– Я иной раз шучу, что между Россией и Латвией в том, что касается экономического сотрудничества, имеются три большие "Т": торговля, транспорт и туризм. Мы – непосредственные соседи, и это направления, где сотрудничество наиболее активное.
Конечно, пандемия и ограничения, которые есть по всему миру (и наши страны не исключение), в некоторых областях повлияли негативно. Например, туризм, конечно, пострадал, и это не только в Латвии и не только в России.
В то же самое время, что касается торговли, то мы видим, что в 2021 году, несмотря на все эти ограничительные меры, которые есть во всем мире, двусторонняя торговля как товарами, так и услугами пошла вверх, и мы возвратились к тем объемам в денежном выражении, которые были до пандемии – это примерно 3 млрд евро, что является солидным объемом.
Что касается транспорта, автоперевозки очень хорошо пережили этот период, и объемы растут. Авиаперевозки, конечно, как и во всем мире, претерпели негативные моменты, мы еще не возвратились к тем объемам, которые были до пандемии.
Но я уверен, что как только мы переживем пандемию, мы возвратимся к тем же темпам роста, которые имели место до 2019–2020 года.
– А что насчет транзита грузов, а именно железнодорожным и морским путями? Что делается на этом направлении?
– Не секрет, что довольно много лет в России имеется политика, которая утверждена на уровне руководства государства – все больше развивать свои собственные мощности портового хозяйства и загрузить эти мощности как можно больше. Это понятно.
В то же самое время мы видим, что все равно и в этой области экономическая выгода играет свою роль. По-прежнему объем грузов, которые перевалены в наших портах, если не ошибаюсь, в прошлом году составил чуть выше 40 млн тонн. По некоторым продуктам мы видим, что идет рост: например, контейнеры, зерно, увеличились объемы перевалки угля.
Мы видим, что есть конъюнктурные элементы, которые имеют место. Например, до осени довольно мало было перевезено через наши порты как раз угля, а с сентября по декабрь объем увеличился
Из-за того, что конъюнктура поменялась, на мировом рынке относительно как раз энергоресурсов объемы возросли, даже очень. Я думаю, бизнес старается тоже приспосабливаться к той ситуации, в которой он работает.
– Если сравнить с предыдущими годами, какая наблюдается динамика?
– Динамика положительна по отношению к 2020 году, она негативная по сравнению с 2018 годом. Но это из-за конъюнктуры, экономической и политической.
– Какая динамика наблюдается в области товарооборота Латвии с Россией?
– В прошлом году в денежном выражении мы возвратились к тем объемам товарооборота и торговли услугами, какие были до пандемии.
– А в чью пользу сейчас товарооборот?
– До пандемии у нас было примерно сбалансированное сальдо – импорт и экспорт были одинаковыми. В прошлом году сальдо было в пользу Российской Федерации. Импорт из России вырос, но это в основном из-за цены на энергоресурсы.
– Как обстоит ситуация с туризмом? Можно ли сказать, что все совсем плохо?
– В прошлом году – плохо, должен признаться, но, как я сказал, это не только ситуация в Латвии или России. Если посмотреть 2017–2019 годы, мы видим рост количества туристов, которые пожелали из России приехать к нам – где-то в районе 7–8% за год.
Если не ошибаюсь, последние цифры перед пандемией – где-то 270 тысяч туристов за год. Российские туристы всегда являлись второй по величине группой туристов за немцами.
И я не сомневаюсь, что как только эти ограничения будут отменены – и, думаю, все надеются, что они будут отменены как можно раньше, – мы возвратимся к тем же объемам довольно быстро.
– Сейчас Латвия выдает визы российским туристам?
– Нет, у нас есть ограничения, которые по-прежнему имеют место. Возможность пересечь границу – только отдельным группам: автоперевозчики, спортсмены, студенты.
И я должен сказать, что с российской стороны люди тоже не могут выехать. А для обычного туриста – увы, до сих пор ситуация еще не нормализовалась.
Мы могли бы выдать визу, но если ее нельзя применить, тогда зачем ее выдавать?
– Есть ли у вас какой-то прогноз, когда Латвия все-таки начнет выдавать визы? Разумеется, при условии, что с российской стороны все вопросы будут улажены.
– Как только – так сразу. Например, мы говорили касательно бизнеса, чтобы поддержать возможность и для наших, и для российских предпринимателей более активно вести бизнес-контакты, правительством Латвии прошлым летом принципиально было одобрено решение, и с ноября начали выдавать электронные идентификационные карты для иностранцев.
Это означает, что иностранец, который имеет интерес к Латвии, например, в бизнесе, может оформить такую карту, которая дает возможность быть интегрированным в цифровую среду Латвии.
Например, предприниматель, который должен подписать какие-то документы, договоры и так далее, может это сделать, не приезжая физически в Латвию. Имея эту карту, он имеет электронную подпись, что делает взаимодействие более удобным.
– У этой программы уже есть какие-то успехи?
– Интерес есть, да. Если делать рекламу, будут повыше цифры. Мы проинформировали об этом наших партнеров здесь, и, думаю, интерес будет только расти.