В конце апреля международный телеканал RTVI добавил в свой эфир в Латвии блок местных новостей на русском языке. В кабельных и спутниковых ТВ-сетях страны появилась независимая программа Latvijas ziņas ("Латвийские новости"), которая стала выходить по понедельникам и средам.
А в субботу вечером телезрители могли посмотреть на RTVI аналитическую передачу "Лучше знать. Латвия", состоящую из итогового новостного блока и небольшого интервью.
Оба проекта созданы при партнерстве с независимым новостным интернет-порталом Latvijas ziņas (lz.lv), которым владеет компания Global Entertainment. По словам члена правления компании Анджея Пятецкого, они были призваны заполнить ту нишу, что освободилась после ликвидации латвийскими властями новостной службы Первого балтийского канала (ПБК).
Казалось бы, здорово. Люди, вынужденно пребывавшие в информационном вакууме, могут снова быть в курсе событий и узнавать о происходящем в Латвии на своем родном языке.
Русская община Латвии обречена. Или все-таки нет? >>>
Ведь всесильный Латвийский национальный совет по электронным средствам массовой информации (NEPLP) им выбора не оставил.
Вслед за закрытием новостной службы ПБК в Латвии были отключены девять каналов "цифрового семейства" Первого канала, запрещена трансляция "России-РТР" (в связи с опасениями, что она нарушает санкционный режим), семи телеканалов сети Russia Today.
А затем также еще шестнадцати российских телеканалов, в число которых попали REN TV Baltic, NTV Mir Baltic, Karusel International, "НТВ Сериал", "НТВ Стиль", "НТВ Право", "Киномикс", "Наше новое кино", "Родное кино", "Индийское кино", "Кинокомедия", "Киносерия", "КВН ТВ", "Кухня ТВ", "Бокс ТВ" и HD Life.
После этого смотреть по латвийскому "ящику" стало настолько нечего, что любой телепродукт на русском языке зритель стал воспринимать как подарок судьбы. А посему он принял "Латвийские новости" и передачу "Лучше знать. Латвия" на ура.
По логике вещей, появление новостей на русском не должно было вызвать у латвийских властей ни малейших возражений, так как пропагандой в них и не пахло: ведь сам канал RTVI считается не только либеральным, но и частично оппозиционным Кремлю.
Более того, главный редактор Latvijas Ziņas Алекс Алехин сразу заявил, что новости, выходящие на канале, "будут максимально независимыми как от внешних сил, так и от внутренних политических течении страны".
Но не тут-то было! Слова "новости" и "на русском", находящиеся в такой опасной близости, подействовали на латвийские власти и их цепные СМИ, как красная тряпка на быка.
Под покровом ночи и баптистов
На новые продукты RTVI тут же обрушилась передача Nekā Personīga ("Ничего личного"). Первым делом она сообщила, что новые новостные передачи создаются, по ее данным, в центре Риги, в подвале дома, где размещен "Союз баптистских общин Латвии".
Напустив зловещего туману, авторы передачи стали всеми силами намекать, что всех раскусили и что передачи RTVI – это тайное детище бывшего мэра Риги, а ныне европарламентария Нила Ушакова, за которым отчетливо маячит когтистая рука Кремля.
Запретить нельзя помиловать. Власти Латвии продолжают крестовый поход против инакомыслия >>>
В качестве аргументов своей версии Nekā Personīga привела два "убойных" факта. Первый: над контентом работают несколько бывших сотрудников Первого балтийского канала. Второй: ведущей передачи стала Анна Васильева – член молодежной организации YOUNG.LV, для которой это далеко не первый опыт работы в кадре.
Несколько лет назад она выступала ведущей в интернет-передачах "Как-то так" и "Рига Online", где имела "наглость" рассказывать об успехах Рижской думы под руководством "Согласия" и нелицеприятно высказываться в адрес политиков Нацобъединения и "Единства".
Выполняя задачу навести тень на плетень, покопались журналисты Nekā Personīga и в биографии Алекса Алехина. И обнаружили, что перед выборами в 11-й Сейм этот журналист был главным редактором бесплатной газета Pastnieks, которую выпускал гражданин России Дмитрий Глотов.
Дальше грамотный латышский зритель может уже все додумать сам и прийти к выводу, что это неспроста и что Глотов, как всякий гражданин РФ и ветеран гибридных войн, явно вынашивал планы по захвату латвийского медийного пространства со всеми отсюда вытекающими.
Был бы телеканал, а статья найдется
Реакция вышестоящих товарищей последовала незамедлительно. Не имея возможности пришить RTVI "пропаганду" или "нарушение санкционного режима", председатель NEPLP Ивар Аболиньш заявил, что проверит телекомпанию на предмет соответствия выданного ей разрешения на трансляцию на территории Латвии.
По его словам, канал, зарегистрированный испанским регулятором, должен ретранслироваться без малейших изменений по всей Европе, а значит не имеет права создавать в Латвии какой-либо собственный контент.
Возникли у председателя и серьезные претензии к деятельности связанного с каналом портала Latvijas ziņas (он же – lz.lv). Как заявил Аболиньш, "мы долгое время просили зарегистрироваться их как "услуга по запросу", так как усматриваем, что там есть все признаки того, что этот портал – услуга по запросу. Они должны зарегистрироваться, и тогда будут подвержены регуляции NEPLP".
Чиновник пояснил, что если этого не произойдет, то NEPLP на законных основаниях выпишет телеканалу штраф за нелегальную деятельность в размере до 14 000 евро.
Латышские СМИ выразили полное согласие со столь мудрым решением, а кроме того, высказали сомнения относительно оппозиционности канала RTVI.
В частности, портал tvnet.lv сообщил, что российское объединение исследовательских журналистов "Проект медиа" нашло ссылки, указывающие на то, что последние четыре года RTVI тесно связан с руководителем государственного концерна "Ростех" Сергеем Чемезовым, а в редакции RTVI работали четыре человека из этой компании.
Более того, в этом году на телеканале начала работать журналистка, которая еще в прошлом году работала на телеканале "Россия 24" – Тина Канделаки.
Ее муж – директор "Ростеха" Василий Бровков, а одним из первых гостей на интервью к журналистке прибыл депутат Госдумы Петр Толстой, который сообщил, что "Крым – это Россия".
За это Национальный совет Украины по телерадиовещанию запретил вещание RTVI на своей территории Украины, так как контент телеканала представляет угрозу для национальной безопасности, отрицая государственный суверенитет и территориальную целостность страны.
Здесь вам не тут
В целом сигнал сверху понятен. Латвия решительно не желает слышать в телеэфире никаких новостей на русском языке.
Именно по этой причине Национальное объединение все чаще нападает на Латвийское радио 4, которое "слишком много вещает на русском". И именно по этой причине русское вещание на телеканале LTV7 с сентября 2021 года должно полностью уйти из телевизионного эфира и перейти на онлайн-платформу.
Дело тут не в гибридных войнах, пропаганде или нарушении санкций, а в откровенной русофобии, которая латвийскими властями заботливо пестуется и приветствуется.
Планомерно и последовательно проводя репрессии в медиасфере, цензурируя все и вся, власти полны решимости выкорчевать все русское из информационного пространства страны, разорвать все связи русскоязычных со своей исторической родиной, лишив их выбора, заставив их смотреть только те новости и разделять только ту точку зрения, которые власти ЛР считают правильными.
RTVI им не просто не нужен. Он, с их точки зрения, категорически вреден. В Латвии должны остаться лишь свои, глубоко лояльные и хорошо прикормленные СМИ, в сотрудниках которых власти уверены на все сто.
А такие есть. Интерес к запуску новостей на русском языке в телеэфире проявили и All Media Latvia (телеканал 3+), и владеющая порталом TVNET MM Group. Взамен на щедрое финансирование из госбюджета они станут преподносить любое решение партий и правительства как единственно верное.
Ну а ежели у них появятся конкуренты, то с "вражьими голосами" можно будет расправиться в пять минут.
Благо над законодательством в Латвии поработали изрядно, так что теперь власть предержащие могут докопаться до любого журналиста и закрыть любые СМИ, подключив к этому не только NEPLP, но и спецслужбы, Службу государственных доходов, полицию, прокуратуру, суды и даже банки. Вот это и есть свобода слова и самовыражения по-латвийски.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.