Военная спецоперация России на Украине обострила давнюю мечту политических и культурных элит Латвии – превратить местных русскоязычных жителей во враждебную России общину.
Это должны быть карманные русские, отрекшиеся от своих исторических корней, культуры, ценностей, а в идеале – и от своей этнической принадлежности. Поэтому им сейчас предлагается выбрать новое самоназвание: европейский русский или русскоговорящий латыш.
"Латыши лучше русских"
Давление, которое ведется сегодня на русскоязычную общину Латвии, беспрецедентно. Латышские политики, общественные деятели и журналисты со всех трибун, экранов и страниц СМИ требуют, чтобы местные русские срочно определились и открыто встали на сторону "европейских ценностей", в шкале которых Россия – мировое Зло.
В ход идет все: заигрывания с русскоязычной публикой, увещевания, уговоры, угрозы, оскорбления. Угроз и оскорблений несоизмеримо больше, но русским Латвии не привыкать: их обзывают публично все тридцать лет независимости "мигрантами", "оккупантами" и даже "вшами".
"Если единожды впустишь русскую вошь в шубу, обратно ее уже не вынешь", – написал депутат Сейма Эдвин Шноре в 2017 году, и Полиция безопасности не нашла в этих словах признаков разжигания национальной розни.
Ну а после начала спецоперации России на Украине словно открылись последние словесные шлюзы. Если раньше брань в отношении русскоязычной общины Латвии была уделом отмороженных русофобов из политобъединения "Отечеству и свободе/Движение за национальную независимость Латвии" (Tēvzemei un Brīvībai/LNNK), то теперь ее взяли на вооружение практически все их конкуренты, а также чиновники и СМИ.
Оскорблять русских стало патриотично, модно, и в ход идут уже такие речи, что Геббельс взволнованно крутится в гробу.
"Русские с советских времен видели, что латыши лучше их, – сообщает в эфире телеканала TV24 Сандис Шрадерс, лектор Балтийского колледжа обороны. – Они приехали сюда в первые годы Советского Союза, увидели, что у нас удобства находятся в доме, мы носим часы на ремешках, мы ходим на работу, у нас чистота и порядок, нет бардака, поэтому мы всегда были для них как соринка на глазу, потому что мы лучше".
Ведущие согласно кивают головами. Они в упор не видят, что фраза "латыши лучше русских" – это и есть вкратце суть нацизма. Очевидную ложь они не замечают тем более: сказками про процветающую досоветскую Латвию нацию кормят все последние тридцать лет. Тем редким историкам, кто решался говорить правду (например, что землю в досоветской Латвии крестьяне обрабатывали прадедовским способом, или что страна под руководством диктатора Улманиса неслась к финансовому банкротству), давно заткнули рты.
Некоторые оскорбления претендуют на образность. "Мы были слишком мягкими и позволили раку русского мира проникнуть в наш организм", – разит метафорой Агрис Пурвиньш, член правления Национального союза "Справедливость" (Nacionālā Savienība "Taisnīgums"). Он возмущен итогами опроса, по которым 20% проживающих в Латвии русскоязычных открыто поддерживают Россию.
Пуриньш подозревает, что их даже больше – около 50 – и сокрушается, что латыши не начали бороться с "русским миром" еще в 1991 году. "Надо было сразу уничтожить русское образование, выгнать всех русских из Латвии и снести советские памятники", – восклицает отставной вояка, начисто забыв, что именно в 1991 году латыши обещали русскоязычной общине автоматическое гражданство и полное равенство прав, если те поддержат их в борьбе за независимость.
Но всех переплюнула в брани журналистка Элита Вейдемане, назвавшая русскоязычных Латвии "клиническими дегенератами" и "группировками орков", которые раз в году занимаются "коллективным пьянством" (это она про праздник 9 мая).
Что ж, топтать день Победы и изображать всех, кто его празднует, алкоголиками и маргиналами, – давняя традиция латышских медиа и латышских политических элит. Еще в 2005 году тогдашняя президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга с раздражением констатировала: "Мы не можем изменить сознание тех, кто 9 мая будут класть воблу на газету, пить водку и распевать частушки, а также вспоминать, как они геройски завоевали Балтию".
"Вобла", "водка" и "частушки" эта канадская латышка, не знающая языка, на котором говорит почти половина Латвии, произнесла по-русски: специально выучила три слова ради счастья нахамить.
Расчеловечить и оболгать
Если проанализировать, что наговорили за последний месяц латышские политические и общественные деятели и СМИ, то очевидно, что это четко укладывается в тактику "доброго и злого следователя".
Пока "злые следователи" оскорбляют русскоязычную общину и поливают помоями все, что ей дорого, "добрые следователи" увещевают ее и убеждают отречься – от своих исторических корней, своих ценностей и даже своих генов.
"Нам нужны европейские русские, а не те, кто хочет сохранить агрессивные монголо-татарские гены XII века", – заявляет со страниц газеты Latvijas Avīze режиссер Андрейс Экис.
Чудовищности своего призыва он не осознает. А что такого? Он же не призывает мерить черепа - это отживший прошлый век, он предлагает сортировку по генетическому анализу. Выбирать, какие гены годные, какие – нет, будут такие сверхлюди, как Экис, отсюда этот тон работорговца: "нам нужны".
Чтобы русским было проще отрекаться от самих себя, им предлагают выбрать этнически более нейтральное название. Можно – европейский русский, но есть и другие варианты: например, русскоговорящий латыш. Такие предложения поступили в комментариях к посту в соцсетях министра обороны Пабрикса, где тот потребовал от русскоязычной общины Латвии срочно определиться, с кем они.
"Безжалостная агрессия России в Украине дала латвийским русским шанс сделать огромный выбор: быть с Латвией и свободным миром, – заявил Пабрикс, – Я протягиваю вам руку. Другой выбор – поддерживать преступление России и никогда не найти понимание в свободной Латвии".
Комментаторы поспешили дополнить министра: если русскоязычные жители – патриоты Латвии, то должны перестать называть себя русскими, украинцами, белорусами и начать называть себя латышами русского, украинского, белорусского происхождения. Получится удобный экспресс-тест: насколько человек лоялен режиму.
Ну а чтобы местные русские поторопились с отсечением корней и поскорее перерезали культурную пуповину, незримо связывающую их с Россией, в дело пущен другой известный пропагандистский прием – полное расчеловечивание россиян. Латышская пресса с нескрываемым удовольствием изображает их дикой ордой, грубыми нечесаными и немытыми варварами, пришедшими растоптать хрупкую тонкую умную европейскую цивилизацию, частью которой является Украина. Пишутся совершенно безумные тексты, сляпанные по старым недобрым заповедям "Майн кампф".
"Телефонные разговоры между российскими солдатами, перехваченные Службой безопасности Украины, показывают, насколько сильно деградировали российские оккупанты, – сообщает своим читателям газета Latvijas Avīze. – Русские рассказывают о том, как они убивают детей, грабят машины и едят собак. Сами смеются над этими историями и гордятся тем, сколько украли. "Мы убили собаку. Мы поели нормально", – рассказывает один из них, признаваясь, что убили собаку, потому что уже им не хватает питательных веществ. В другом разговоре российский солдат рассказывает жене, что трое танкистов изнасиловали 16-летнюю девушку. Еще один захватчик сказал, что съел алабая – среднеазиатскую овчарку, потому что хотел мяса".
Где латышские журналисты берут всю эту дичь? Кое-что перепечатывают из украинской прессы, гораздой на подобные "утки". Кое-что придумывают сами. Доказательствами не утруждаются: читатель заглотит и так. Главное – пробить публику на эмоцию, для чего все средства хороши.
В топе новостей Latvijas Avīze материал под заголовком "Российская армия ворует из домов украинцев женские трусы". Ее автор, журналист Айвар Дрезиньш, щедро льет помои на современность и прошлое России.
"Во время Второй мировой войны в Вергале, как говорила мне мать, немецкие солдаты не воровали у мирных жителей, а даже угощали их сладостями. Тогда как пришедшие потом советские солдаты срывали с них часы и кольца", – подводит "историческую базу" под выдумку с ворованными трусами Дрезиньш.
И вот когда кажется, что ниже латышской журналистике пасть уже некуда, что мы видим самое ее дно, на сцене появляется вышеупомянутая патологическая русофобка, колумнистка газеты Neatkarīgā Rīta Avīze Элита Вейдемане и делится сногсшибательным открытием:
"Я много думала о том, почему российские оккупанты на Украине так зверствуют? И тут какой-то психиатр объяснил: именно среди импотентов много тех, кто импотенцию пытается компенсировать насилием. Так что никакая это не "вторая сильнейшая армия": это постыдные импотенты стараются выместить свои потери на незащищенных людях".
Первый же вопрос, который напрашивается: по какому поводу Вейдемане встречалась с психиатром? Второй вопрос – отчего он не сумел ей помочь и не стоит ли поменять специалиста?
Дела в том, что тема чужих потенций и импотенций – давняя идея фикс этой бывшей парламентской журналистки, написавшей книгу о том, как она переспала чуть ли не с половиной депутатов Сейма, и подробно описав их интимные привычки. Нынче возраст у колумнистки – пенсионный, вид – совсем не товарный, но аномальная зацикленность на сексуальных проблемах по-прежнему налицо.
Катастрофа современной латышской журналистики в том, что Вейдемане, которую следовало бы воспринимать как городскую сумасшедшую, многие ее коллеги считают примером для подражания. Самые бредовые идеи выдаются как факт. Например, на страницах Latvijas Avīze рассказывается, что российский президент [Владимир] Путин принимает "кровавые ванны":
"Весной у алтайских маралов – крупных благородных оленей – начинают расти рога. В этот период они еще не окостенели и не наполнены кровью. Для получения экстракта рогов животных связывают и подвешивают, чтобы им можно было отрезать рога. Варварское распиливание рога происходит без анестезии, часто обычной пилой. Защитники животных рассматривают это как пытку животных. Они считают, что это все равно, что вытащить гвоздь из живого человека. Первым роговыми ваннами заинтересовался министр обороны России Сергей Шойгу. Он познакомил с этой процедурой Путина, убедив его в том, что она омолаживает кожу и улучшает работу сердечно-сосудистой системы. И хотя доказательств такой пользы нет, Путин любит принимать эти кровавые ванны".
Ну, а на случай, если читатели не поверили и не поняли, отчего российский президент так жесток, с "авторитетным" объяснением спешит Андис Кудорс, приглашенный научный сотрудник Университета Джорджа Вашингтона. "Потому что Путин родился в городе, названном в честь Петра Первого, который построил его на костях финно-угров", – открывает он глаза народу. Кудорс своей эрудицией может соперничать с британским министром Лиз Трасс, у которой Россию завоевывали то татары, то монголы.
Стоит отметить, что Neatkarīgā Rīta Avīze и Latvijas Avīze – отнюдь не бульварные листки, специализирующиеся на сплетнях про звезд и рассказах про инопланетян. NRA ("Независимая утренняя газета") – преемница газеты Cīņa ("Борьба"), бывшего органа ЦК Коммунистической партии Латвии. Еще недавно она славилась своими материалами по экономике и неплохой аналитикой.
Что касается LA ("Латвийской газеты"), то это бывшая Lauku Avīze ("Сельская газета"), позиционирующая себя как национал-консервативное издание. И вот эти самые консерваторы не стесняются сегодня нести такой бред.
Проглатывает ли его латышский читатель? Даже если какие-то выдумки и заставят его усомниться, прием "важна не информация, важна эмоция" работает. Градус русофобии в обществе повышается с каждым днем. И вот свежее доказательство.
Актер Интарс Решетиньс обратился к министру образования и науки Аните Муйжниеце на ее странице в "Твиттере" с гневным вопросом: нормально ли это, что у школьников 9 класса на уроке русского языка учитель рассказывает, как прекрасна Россия, и показывает фотографии Псковской области?! "Определенно не нормально, – откликнулась министр образования. – Пожалуйста, пришлите мне более подробную информацию".
Письма покаянные
А теперь главный вопрос. Действует ли вся эта вакханалия на главного его адресата – русскоязычное общество Латвии?
Ответить на него непросто: ни один социологический опрос не покажет истинной картины. Легкость, с которой сегодня против инакомыслящих возбуждаются дела, уголовные и административные, заставляет людей держать язык за зубами.
Вот ту часть русскоязычного общества, которая с готовностью откликнулась на призыв переименоваться в европейских русских или в русскоговорящих латышей, видно и слышно издалека. Они поспешили украсить свои аватарки "жовто-блакитными прапорами". Они бегают по всем соцсетям и накидываются на тех, кто смеет выказать хоть слово сочувствия в адрес жителей ДНР и ЛНР. Они публикуют открытые письма, где причитают по поводу своей национальности и каются за нее. Яркий образчик такого письма опубликован сейчас на новостном сайте delfi.lv:
"Нам стыдно за то, что на нашем родном языке отдаются приказы убивать, насиловать и пытать, – пишут эти "русские европейцы". – Война в Украине изменила смысл того, что значит принадлежать к русской культуре". И еще: "Нам также кажется важным обратиться к нашим согражданам-латышам: пожалуйста, доверьтесь нам! То, что человек разговаривает по-русски, не означает, что он по умолчанию поддерживает политику Кремля".
Дистанцировавшись от всего русского, 72 подписанта переходят к сути: "Мы призываем тех, кто отмечает 9-е мая, осознать, что участвовать в праздновании в Парке Победы в этом году означает поддерживать ту войну, что идет сейчас. Мы просим вас: не устраивайте торжество". Под конец письма авторы просят всех соотечественников тоже начать стыдиться и привлечь к коллективному покаянию своих близких, друзей, знакомых в России и в Латвии.
Послание это вызвало у адресатов резкое отторжение. "Письмо устроившихся при власти около кормушки", – прокомментировали его в соцсетях. И действительно, многие авторы этого публичного покаяния, особенно из числа журналистов, работали на государство до недавнего времени или продолжают работать сейчас. В общем, не зря в Рунете для подобных "покаяльщиков" придумали меткое слово "стыдло". Можно смело считать его синонимом "русскоговорящего латыша".
Факт – невзирая на невероятный прессинг, в Латвии была и остается довольно большая часть людей, которые не собираются отрекаться ни от русских корней, ни от русской культуры, ни от ее ценностей, ни от побед своих предков. Об этом свидетельствуют регулярно появляющиеся запретные буквы Z на стенах домов, надписи "Нет НАТО", написанные фломастером поверх плакатов с украинским флагом, 14 свежих уголовных дел, заведенных за "оправдание и прославление российской агрессии", испуганные рапорты медицинского и полицейского начальства, что в их рядах обнаружены "агенты Кремля"...
Об отказе отрекаться свидетельствует даже само молчание русскоязычной общины. Без умолку верещат, усиленно сигнализируя о своей лояльности власти, от силы 5-6 тысяч человек. А сотни тысяч – молчат, но так выразительно, что власти делается все страшнее и страшнее. И она спешит оборвать любые их возможные связи с Россией, отключая российские телеканалы, блокируя российские интернет-порталы.
Из свежего: Национальный совет по электронным СМИ решил прекратить доступ еще к 16 российским сайтам, которые "предоставляют угрозу госбезопасности Латвии". Среди них – rbc.ru, mail.ru и 1tv.ru. До чего же неуверенно чувствует себя государство, которое воспринимает как угрозу даже российский почтовый сервис!
Свидетельством страха является и то, что политическое поле страны быстро правеет. Центристская партия "Согласие", неизменно лидировавшая в рейтингах на протяжении многих лет, резко просела при свежем опросе. В тройку лидеров вырвались националисты – как явные (Нацобъединение), так и прикрытые фиговым листком либерализма ("Новое единство").
Это очень плохой сигнал для русскоязычной общины Латвии. Она прекрасно понимает, что может стать заложником в усиливающемся противостоянии России и Запада, на котором режим и его лоялисты будут вымещать свое недовольство. Чем это кончится, пока непонятно. Все зависит от того, как ляжет геополитическая карта. Поэтому большинство молча наблюдает за ситуацией и на призывы резать корни не реагирует.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.