Солидарность в русофобии. Прибалтика объявила войну российским СМИ

Сайты Baltnews Латвия и Sputnik Латвия
© Baltnews

Александра Павлова

Власти якобы демократических балтийских республик объявили настоящую войну российским государственным медиаресурсам и всем, кто с ними сотрудничает.

В Латвии, Литве и Эстонии на официальном уровне поощряют закрытие средств массовой информации, препятствуют профессиональной деятельности журналистов, возбуждают уголовные дела и арестовывают за публичные высказывания, не соответствующие официальной идеологии. Ежегодно российские СМИ и журналисты становятся фигурантами отчетов служб госбезопасности стран и именуются не иначе как "угроза национальной безопасности".

"Черный декабрь"

Утром 3 декабря социальная сеть Facebook удалила страницу информационного агентства Baltnews "Прибалтика по-русски", где публиковались материалы о событиях в Латвии, Литве и Эстонии.

"Facebook в одночасье обнулил многолетнюю работу большого количества людей. Попрал право своих пользователей на получение информации. Без предупреждений, без уведомлений, без объявления войны. Какие правила нарушил Baltnews и нарушил ли что-то – непонятно. Скорее всего, нет. Ведь правил для Facebook больше не существует. Из пространства свободы коммуникации соцсеть давно превратилась в Великого инквизитора. Цензура применяется хаотично. Есть основания и факты полагать, что применяется по наводке западных спецслужб", – отметил шеф-редактор Baltnews Андрей Стариков.

Руководитель информационного агентства BALTNEWS Андрей Стариков
© Photo : Nina Zotina
Руководитель информационного агентства BALTNEWS Андрей Стариков

В этот же день Служба госбезопасности Латвии начала проводить обыски у бывшего главного редактора Baltnews.lv Андрея Яковлева и журналистов, которые сотрудничают с медиагруппой "Россия сегодня". Власти республики объяснили действия спецслужб тем, что журналисты, публикующиеся на порталах Baltnews и Sputnik Латвия, якобы нарушают санкционный режим Евросоюза.

В 2014 году на фоне украинских событий Евросоюз ввел персональные ограничительные меры в отношении граждан России и Украины. В санкционный список включили журналиста, генерального директора МИА "Россия сегодня" Дмитрия Киселева.

Ни сотрудничающие с агентством журналисты, ни МИА "Россия сегодня", ни принадлежащие медиагруппе проекты под рестрикции не попадают.

На следующий день Служба госбезопасности Латвии опубликовала официальное заявление, в котором сообщалось о возбуждении уголовного дела по 84 статье "Нарушение режима санкций Евросоюза". В настоящее время по делу проходят семеро человек, им грозит от четырех до восьми лет лишения свободы. Примечательно, что дело было заведено еще 16 января текущего года.

"Я обращаю внимание, что за пределами прибалтийских республик никто в Европе не прибегает к такого рода практике. Нигде не вводятся персональные санкции против журналистов на том основании, что руководитель организации, где они работали или работают, находится под санкциями. Тем более, санкции не есть основание для задержания, обысков, изъятия компьютеров, банковских карточек, телефонов, подписки о невыезде и так далее. Это абсолютный полицейский произвол", – сказал Baltnews член Совета Федерации России Алексей Пушков.

Председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков
Совет Федерации
Председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков

Впрочем, в Латвии действия сотрудников Службы госбезопасности в отношении журналистов оправдывают на самом высоком уровне. Например, министр иностранных дел республики Эдгар Ринкевич заявил, что произошедшее не является ущемлением свободы слова, а всего лишь применением ограничительных мер. Более того, Ринкевич сообщил о том, что Латвия действовала с санкции Европейской комиссии.

"Господин Ринкевич и все участвующие в этой "карательной" операции, прекратите вводить в заблуждение, говорить неправду. Наблюдаем систематические усилия латвийских властей по агрессивному вытеснению российских СМИ. При чем тут санкции? Наберитесь мужества и скажите, что выдавливаете из медийного пространства Латвии русский язык и СМИ, которые вам не нравятся. Под любыми надуманными предлогами Рига ведет настоящую атаку на все связанное с российским и русским", – заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Мария Захарова
© Photo : МИД РФ
Брифинг официального представителя МИД России М. Захаровой

Репрессии против авторов Baltnews и Sputnik отвечают латвийской политике, направленной против представителей медиа, правозащитников, общественных деятелей, которые выступают за сотрудничество с Россией. Любые связи граждан Латвии с восточным соседом именуются "государственной изменой" и "угрозой нацбезопасности".

Любая форма сотрудничества с Россией потенциально криминализируется благодаря принятым в 2016 году в Уголовный закон поправкам.

"Создается впечатление, что Запад закрыл глаза на произвол латвийских властей. Основное – удержать Латвию, которая важна в геополитических целях для Запада, поскольку она граничит с Россией, поскольку там проживает порядка 40% русского населения, и задача – это население выдавить из страны либо добиться его маргинализации, не пускать в политику, зажимать любую активность, общественную деятельность", – предположил в беседе с Baltnews член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод.

Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, член президиума Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Александр Брод
© Sputnik / Нина Зотина
Член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, член президиума Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Александр Брод

Действительно, Запад со всеми его демократическими принципами на данный момент никак не отреагировал на ситуацию с журналистами: не было ни официальных осуждающих заявлений, ни призывов прекратить произвол в отношении сотрудников СМИ, ни хотя бы обещаний разобраться в ситуации.

"Это классический случай преследования журналистов за их профессиональную деятельность. Это классическое, грубое, беспардонное и наглое нарушение свободы слова, что поразительно – в стране Евросоюза при полном его молчании. Это молчание уже даже похоже на поддержку со стороны ЕС", – считает глава Россотрудничества Евгений Примаков.

Руководитель Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) Евгений Примаков
© Sputnik / Нина Зотина
Руководитель Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) Евгений Примаков

С другой стороны, преследование авторов Baltnews и Sputnik может быть лишь началом широкомасштабной войны со всем российским, и Латвия в данном случае выступает площадкой для отработки правовых и политических практик, направленных против России и симпатизирующего ей населения. В балтийской республике апробируются механизмы борьбы, и впоследствии такой опыт может быть перенесен на другие страны Евросоюза.

"Страны Балтии – военный полигон. Это лаборатория, в которой всем российским государственным СМИ, а именно Sputnik и RT, пытаются запретить доступ на территорию ЕС. Потому что очевидно, что эти ресурсы раздражают определенную часть политического класса.

Тем более, что в экспериментах по выдавливанию российских СМИ странам Балтии активно помогает Запад: не Латвия удаляет страницы официальных российских медиа в Facebook, не Латвия блокирует переводы контрагентам МИА "Россия сегодня" в лондонский банк. Борьба интернациональная, комплексная. Стратегия – большая", – уверен шеф-редактор Baltnews Андрей Стариков.

Российская сторона уже заявила о готовности принять решительные меры и не допустить дискриминацию российских СМИ за рубежом. Одна из форм их защиты – широкое обсуждение проблемы на международных площадках с привлечением европейских экспертов. Другая, более драматическая для стран Балтии, – экономическое воздействие.

"В этих условиях обращение латвийского Министерства сообщения к российскому Министерству транспорта с просьбой сохранить латвийский транзит выглядит абсурдным. Латвия должна платить цену за свои действия против российских СМИ и преследование своих граждан, которые сотрудничают с российскими организациями. Поэтому Латвия, на мой взгляд, не должна рассчитывать на позитивное решение вопроса о транзите и других вопросов, в которых она заинтересована. Ведь эти действия являются действиями не только против граждан Латвии. Это враждебные действия против России. Именно так это и надо рассматривать", – предложил член Совета Федерации России Алексей Пушков.

2020

Ноябрь

В Латвии объявили о создании специальной интернет-платформы для проживающих в стране нелатышей, куда поместят русскоязычные программы.

Так, в рамках реформы латвийских телевизионных каналов с 1 января 2021 года будет изменено содержание телекомпании LTV7, где еще встречаются передачи на русском языке.

Отмечается, что из вещания LTV7 уйдет российский контент, а все передачи будут выходить исключительно на государственном языке. Преобразования также коснутся русской службы Латвийского ТВ, LR4 и LSM.

"Латвийская Республика добьется того, что доминирующий телезритель, радиослушатель и читатель будет полностью переориентирован на средства массовой информации Российской Федерации. Катастрофы я в этом не вижу, это, может быть, и лучше потому, что во многих случаях контент российских СМИ богаче, информативнее, и поэтому для молодых людей во всех отношениях может быть даже и полезнее", – сказал Baltnews депутат Сейма Латвии Игорь Пименов.

Игорь Пименов
© Sputnik / Sergey Melkonov
Игорь Пименов

Июль

Латвийский провайдер Baltcom объявил об исключении с августа текущего года российского телеканала "Дождь" из своего пакета предлагаемых зрителям каналов. Причина – принятые Сеймом страны поправки к закону об электронных СМИ, которые подразумевает сокращение числа русскоязычных каналов на телевидении в пользу транслируемых на официальных языках Европейского союза и Европейской экономической зоны программ. Таким образом, доля вещания на русском языке должна составлять не более 20%.

Июнь

Начало балтийской кампании против телеканалов группы RT: сначала Национальный совет по электронным СМИ (NEPLP) Латвии запрещает вещание RT, RT HD, RT Arabic, RT Spanish, RT Documentary HD, RT Documentary и RT TV, затем аналогичное решение принимает Литовская комиссия по радио и телевидению.

"Меня абсолютно не удивляет тот факт, что Литва заблокировала RT. Я сразу говорил, как только это сделала Латвия, что остальные страны Балтии подхватят это. У них там такая прибалтийская солидарность по русофобии: если кто-то один чем-то отличается, другие не могут остаться в стороне просто по определению, потому что иначе они будут просто глуповато смотреться", – заявил Baltnews публицист Армен Гаспарян.

Армен Гаспарян
© Sputnik / Нина Зотина
Армен Гаспарян

Февраль

Портал Propastop, входящий в структуру Союза обороны Эстонии Kaitseliit, призвал Целевое учреждение Интернет Эстонии (ЦУИЭ) не принимать платежи от МИА "Россия сегодня" за продление работы портала Baltnews на домене "ее". Причина – персональные санкции ЕС в отношении генерального директора МИА "Россия сегодня" Дмитрия Киселева.

В этом же месяце сотрудники спецслужб Латвии и Эстонии провели обыски в офисах Baltic Media Alliance (BMA).

Входящий в холдинг "Первый Балтийский канал" ретранслирует программы "Первого канала" России, рекламного агентства "Первый балтийский музыкальный канал", агентства "РЕН ТВ Балтия".

Впоследствии в BMA сообщили, что с 20 марта ПБК перестанет выпускать информационную программу "Новости Эстонии" в связи с "непропорциональным экономическим давлением со стороны государственных и правоохранительных органов на предприятие".

"Однозначно идет зачистка медийных конкурентов. Сегодня в Прибалтике существуют свои медиа-альянсы, такие как ERR, которые финансируются США. И как сделать популярными эти СМИ? Есть два способа: либо лучше работать, либо облить конкурента грязью. Или его убрать", – отметил в беседе с Baltnews эстонский журналист Олег Беседин.

Режиссер Олег Беседин в клубе Импрессум
Илья Матусихис
Режиссер Олег Беседин в клубе Импрессум

2019

Декабрь

Департамент полиции и погранохраны Эстонии объявил сотрудникам Sputnik Эстония о возбуждении против них уголовных дел в случае, если до 1 января 2020 года журналисты не прекратят трудовые отношения с МИА "Россия сегодня". В качестве обоснования своего требования власти республики сослались на санкции Евросоюза 2014 года.

"Во всем мире к подобного рода угрозам и попыткам давления власти на журналистов относятся крайне отрицательно. Это является нарушением международного права, права человека, права на свободу слова. В данном случае власти Эстонии действуют вопреки этим нормам. Конечно, это не останется незамеченным. Российская Федерация будет привлекать внимание наших европейских партнеров, которые любят так об этих нормах говорить", – сказал Baltnews вице-спикер Госдумы РФ Петр Толстой.

Вице-спикер Госдумы РФ Петр Толстой
© Sputnik / Григорий Сысоев
Вице-спикер Госдумы РФ Петр Толстой

Ноябрь

Национальный совет по электронным СМИ (NEPLP) Латвии прекращает трансляцию десяти русскоязычных каналов: "Время: далекое и близкое", "Бобер", "Дом Кино", "Дом Кино Премиум", "Музыка Первого", "О!", "Поехали", "Телекафе", "Петербург – Пятый канал". Причиной стала связь телеканалов с предпринимателем Юрием Ковальчуком, который находится в санкционном списке Евросоюза.

Август

Портал Propastop объявил о сборе подписей под петицией с требованием закрыть порталы информагентств Sputnik и Baltnews в Эстонии. В петиции предлагалось разработать правовые рамки, которые позволили бы лишить их регистрации в эстонском национальном домене ".ee".

Июль

Латвийские власти заблокировали портал Baltnews.lv. В решении МИД Латвии говорилось, что регистрация доменного имени baltnews.lv нарушает положения регламента Совета ЕС от 17 марта 2014 года "относительно ограничительных мер в отношении действий, подрывающих или угрожающих территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины".

"Казалось бы, что это одно из главных достижений [стран Балтии после распада СССР] – свобода СМИ и возможность доступа к разным точкам зрения – что абсолютно естественно, понятно и близко всем народам, которые так ценят свою свободу. Прибалтийские народы, бесспорно, относятся к таким народам. Поэтому меня удивляет, что вдруг они берут худшее из практик советского времени, к которому они относятся настолько критически. Казалось бы, они должны исходить из формулировок великих французских просветителей: я не разделяю вашу точку зрения, но я готов отдать жизнь за право ее высказывать. Поэтому непонятно, чего они так боятся", – отметил в беседе с Baltnews журналист Владимир Соловьев.

Журналист, теле- и радиоведущий Владимир Соловьев
© Sputnik / Владимир Федоренко
Заседание Совета Федерации РФ

Июнь

Члены консервативной партии "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы" Лауринас Касчюнас и Аудронюс Ажубалис предложили запретить доступ к веб-сайту информационного агентства Sputnik Литва. Депутаты обвинили журналистов портала в том, что они "искажают" реальность политики Литвы и "клевещут на партизан".

"Это никакого отношения не имеет к свободе СМИ, это говорит о том, что у них у самих, очевидно, нет доводов, с помощью которых они могли бы действительно противостоять деятельности данных порталов или журналистов. Поэтому они действуют по-советски – а именно блокируют доступ, как блокировались некоторые радиостанции тогда. Как еще бороться? Не дать людям слышать. Это известный способ", – сказал Baltnews журналист Владимир Познер.

Журналист, телеведущий и писатель Владимир Познер
РИА Новости
Журналист, телеведущий и писатель Владимир Познер

Май

В аэропорту литовской столицы сотрудники правоохраны задержали шеф-редактора Sputnik Литва Марата Касема. Журналисту сообщили, что он представляет "угрозу национальной безопасности", и запретили въезд в страну сроком на пять лет.

Март

Российских журналистов и представителей посольства страны в Литве не пустили на оглашение приговора гражданам по делу о событиях 13 января 1991 года. В частности, в доступе на заседание отказали представителям РИА Новости, "Первого канала", "Известий", "5 канала" и телеканала Russia Today.

Январь

Национальный совет по электронным СМИ Латвии принял решение на три месяца запретить ретрансляцию, в том числе распространение, программ российского телеканала "Россия РТР" на территории страны. Ведомство заявило, что обнаружило "враждебные высказывания" в передачах "Вечер с Владимиром Соловьевым" и "60 минут", что нарушает законодательство Латвии.

­­­2018

Декабрь

В средствах массовой информации появилось сообщение о том, что в Литве с октября под арестом находится бывший председатель Социалистического народного фронта Альгирдас Палецкис.

Тогда же спецслужбы республики сообщили, что раскрыли "шпионскую сеть", которая якобы собирала информацию "в пользу России".

Отметим, что еще до ареста Палецкиса преследовали из-за его скептицизма в отношении официальной версии событий 13 января 1991 года около Вильнюсской телебашни.

"В последние годы писал книгу про события 13 января. Вел свое журналистское расследование. В его рамках брал интервью у участников этих событий, которые живут в России. Также общался с российскими политиками, журналистами, политологами – [на] конференциях и семинарах, в том числе и в Крыму", – прокомментировал ситуацию Baltnews политик, журналист Альгирдас Палецкис.

Альгирдас Палецкис
Альгирдас Палецкис

Октябрь

Главный редактор NewsBalt Андрей Выползов, летевший из Калининграда в Латвию, был задержан на границе. Журналиста уведомили, что с 2014 года он является персоной нон грата. Выползов летел в страну, чтобы освещать парламентские выборы.

Июнь

Глава МИД Литвы Линас Линкявичюс призвал Евросоюз сделать российские телеканалы недоступными для европейского зрителя. Он также назвал российское телевидение "пропагандистским" и призвал ЕС устранить "слабые места".

Февраль

Литовская комиссия по радио и телевидению (ЛКПРТ) запретила ретрансляцию программ российского телеканала "РТР-Планета". Срок действия запрета – один год. Поводом стало присутствие в эфире "информации, которая нарушает статью закона Литвы, запрещающую разжигание ненависти, национальной розни и пропаганду войны".

Январь

В Латвии 2 января без объяснения причины сотрудниками полиции был задержан продюсер российского телеканала "ТВ Центр" Анатолий Курлаев. Спустя два дня была задержана супруга Анатолия, сотрудница телеканала "Россия–24" Ольга. Журналистам объяснили, что они представляют угрозу национальной безопасности Латвии и включены в "черный список".

"Я напоминаю, что участвующие в ОБСЕ страны взяли на себя обязательство способствовать работе и аккредитации журналистов из стран-членов ОБСЕ. Свободный доступ к информации и свободный поток информации между странами-участницами вносят вклад в свободу СМИ в регионе ОБСЕ и являются важной частью широкого понятия безопасности, на котором основывается организация. Поэтому я призываю власти пересмотреть ограничительные и точечные меры в отношении зарубежных журналистов, исполняющих свои профессиональные обязанности", – заявлял тогда представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Арлем Дезир.

Конференция ОБСЕ по вопросам безопасности журналистики и свободы прессы
РИА Новости
Конференция ОБСЕ по вопросам безопасности журналистики и свободы прессы

2017

Апрель

Комиссия по телевидению и радиовещанию Литвы приостановила вещание российского телеканала "ТВ Центр" после трансляции программы "В центре событий с Анной Прохоровой", посвященной событиям января 1991 года в Вильнюсе.

В регуляторе объяснили, что содержание передачи "нарушило статью 19 закона об информировании общественности Литвы, запрещающего распространять дезинформацию и разжигать вражду".

В телекомпании выразили сожаление по поводу сложившейся ситуации и напомнили, что журналисты имеют право на изложение своей точки зрения и своего видения проблемы.

Март

Информагентство BNS в одностороннем порядке расторгло договор с Sputnik Латвия и Sputnik Эстония. В официальных письмах, полученных Sputnik, сообщалось, что "агентство новостей BNS в одностороннем порядке досрочно расторгает договор по доставке информационных материалов BNS".

Январь

Информагентство BNS в одностороннем порядке расторгло договор со Sputnik Литва. Решение было принято после публикации на портале интервью генерального директора МИА "Россия сегодня" Дмитрия Киселева, который заявил, что "диапазон свободы слова в Западной Европе, в Евросоюзе гораздо уже, чем в России. Он ограничен политкорректностью и откровенной русофобией…". Редакция Sputnik Литва связала решение BNS с реакцией Вильнюса на заявление Киселева.

2016

Ноябрь

Литва приостановила вещание телеканала "РТР-Планета" международной службы ВГТРК. Причиной стало высказывание депутата Госдумы России Владимира Жириновского о США. Комиссия по радио и телевидению балтийской республики расценила заявления "как подстрекательство к войне, раздору и ненависти".

Октябрь

В Латвии задержали шеф-продюсера МИА "Россия сегодня" Эллу Таранову, которая приехала в Ригу для участия в "Балтийском форуме". Выяснилось, что Таранова находится в черном списке латвийского МИД.

Апрель

Национальный совет по электронным СМИ Латвии запретил ретрансляцию и распространение программ российского телеканала "РТР-Планета". Причиной стали нарушения, зафиксированные в программе "Воскресный вечер" с Владимиром Соловьевым, а также в сюжете телеканала про Латвию.

Март

Sputnik Латвия получил официальное уведомление о закрытии ресурса в доменной зоне .lv. Согласно официальному письму доменного регистратора, "регистрация доменного имени sputniknews.lv является нарушением условий Постановления Совета ЕС об ограничительных мерах в связи с угрозой территориальной целостности, суверенитета и независимости Украины".

2015

Октябрь

На эстонском пункте пограничного контроля "Койдула" была задержана съемочная группа корреспондента ВГТРК Николая Васильева. В Департаменте полиции и погранохраны республики сообщили, что поездка журналистов не соответствовала цели, которую они указали в анкетах при получении визы. Репортеры прибыли в Эстонию, чтобы снять сюжет о демонстрации в центре Таллина. По словам Васильева, все документы были оформлены правильно.

Август

Литва объявила журналиста "Комсомольской правды" Галину Сапожникову "нежелательной персоной, представляющей угрозу государственной безопасности". Причиной решения стала книга Сапожниковой "Кто кого предал? Как убивали СССР и что стало с теми, кто пытался его спасти?", в которой представлена позиция, отличная от господствующего в Литве взгляда на события января 1991 года.

Август

Регистр предприятий Латвии отказал МИА "Россия сегодня" в регистрации представительства в стране.

В латвийском ведомстве сообщили, что причиной стало якобы несоответствие предоставленных агентством документов законодательству республики. Заявка на регистрацию была подана еще в апреле.

Регистр предприятий Латвии запросил в связи с этим мнение Национального совета по электронным СМИ, который пришел к выводу, что целью МИА является распространение "информации, отражающей интересы внешней политики Российской Федерации".

Апрель

В Литве было приостановлено вещание телеканала "РТР-Планета" сроком на три месяца. Местные чиновники заявили, что контент канала "направлен на разжигание ненависти между странами и подстрекательство к войне". Возмутительным чиновникам показалось выраженное политиком Владимиром Жириновским мнение о ситуации на Украине.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме