Больше санкций, хороших и разных. Латвия по примеру других стран ЕС топит свою экономику

Железная дорога

Петр Сологуб

Тема: Голос бизнеса в условиях санкций

Введенные против России ограничительные меры обернулись катастрофой для Латвии. Компании, чей бизнес был связан с РФ и Белоруссией, несут убытки, а руководство республики не спешит им помогать.

Провозглашенные Западом антироссийские санкции обернулись для Латвии ощутимыми потерями. Компании, чей бизнес был так или иначе связан с Россией и Белоруссией, несут убытки, а многие отрасли экономики уже балансируют на грани банкротства.

Прогнозы экспертов неутешительны: страну ждут затяжная инфляция, падение роста экономики, тотальное повышение цен и масштабные увольнения.

Под стук колес  

Латвийская железная дорога приказала долго жить. 85% железнодорожного транзита составляли грузы из России и Белоруссии: уголь, зерно, металл, минеральные удобрения, химикалии и нефтепродукты. А теперь возить через восточную границу стало практически нечего – санкции.

Из-за сокращения грузоперевозок Latvijas dzelzceļš продолжает распродавать по дешевке вагоны и локомотивы, а министр сообщения Талис Линкайтс объявил об увольнении еще 600 сотрудников.

И это при том, что в прошлом году количество работников LDz уже уменьшилось почти на 1400 человек. Куда пойдут эти толпы безработных людей со специфическими профессиями, применимыми только в их рухнувшей отрасли? Это загадка. К соседям ехать бессмысленно: в Литве государственная железнодорожная группа Lietuvos gelezinkeliai точно так же планирует уволить до конца года 300 специалистов.

Плохие новости доносятся и с находящегося на грани закрытия Даугавпилсского локомотиворемонтного завода. Еще недавно он давал работу и стабильный заработок 600 латвийцам, но теперь объявил об увольнении 240 человек. И это только начало.

Как сообщило руководство ДЛЗ, если предприятие в ближайшее время не получит поддержки со стороны государства, то будет вынуждено продолжить сокращение штата, а затем законсервировать производство до лучших времен. Это автоматически скажется на 360 партнерах завода, которые также будут вынуждены закрываться и увольнять людей.

Серьезнейшие проблемы испытывает и компания Pasažieru vilciens, занимающаяся перевозками пассажиров. Увольнений там пока не планируются, но, по словам руководства, сложилась критическая ситуация с запчастями для ремонта пассажирских поездов. Если ранее все запчасти и комплектующие (включая двигатели российского завода "Звезда") закупались у российских и белорусских производителей, то нынче из-за санкций их не достать, что ставит под угрозу движение поездов.

Если бы был жив знаменитый "Рижский вагоностроительный завод", то проблем с запчастями бы не было. Но он – не без усилий со стороны латвийского правительства – давно прекратил свое существование. Поэтому для Pasažieru vilciens одна надежда – поискать нужные запчасти, пусть даже б/у, у эстонцев, либо у каких-то республик, входящих в состав СНГ.

И делать это надо как можно скорее: Pasažieru vilciens рассчитывает на приток пассажиров. Его оптимизм базируется на пословице: не было бы счастья, да несчастье помогло. Дело в том, что с 1 апреля вступили в силу нормы ЕС об увеличении доли биокомпонентов в продаваемом топливе, что увеличит цену дизеля, доведя ее до 1,95–1,99 евро за литр. По мнению экспертов компании, это сподвигнет людей меньше ездить на машинах и передвигаться электричками.

Убыточный порожняк

Ситуация в портах не лучше. Там тоже планируют сокращения, так как не видят иного выхода остаться на плаву. Ведь по самым оптимистичным прогнозам, грузооборот Вентспилсского порта в ближайшее время уменьшится на две трети, Рижского порта – на 45%, а Лиепайского на 20%. Причем все это будет уже "падение от падения", так как процесс затухания активности в портах длится давным-давно. И надежды на привлечение новых поставщиков грузов, на создания новых логистических цепочек практически не осталось.

Очень плохо обстоят дела и у автоперевозчиков. Грузы зачастую просто невозможно оплатить через банки, и объемы автоперевозок падают в среднем на 35% в неделю. Под угрозой оказался даже экспорт латвийской продукции в Европу, что, впрочем, легко объяснимо. Ведь если раньше, доставив латвийский товар в Европу, наши фуры забирали там продукцию для России и Белоруссии, то теперь они вынуждены идти обратно порожняком. И рейсы, которые ранее были прибыльными, сразу стали убыточными. 

Осложняет работу латвийских автоперевозчиков и Пакет мобильности ЕС, который требует, чтобы автомобиль возвращался в страну происхождения не реже одного раза в восемь недель. Поэтому многие латвийские компании подумывают над тем, чтобы уйти из страны.

Первой ласточкой стал крупный латвийский грузовой перевозчик SIA Kreiss с оборотом в 163 миллиона евро. Ради спасения бизнеса он переводит сейчас свой автопарк в Польшу, где больше грузов, а значит и больше шансов на выживание. Вместе с ним из Латвии уйдут и налоги, которые платил Kreiss.

И нет сомнений, что скоро его примеру последуют и другие латвийские автоперевозчики. Ловить в родной стране им просто нечего: несмотря на неоднократные обращение к правительству, помощи своей отрасли от государства они так и не дождались.

Люди гибнут за металл

Полностью парализована антироссийскими санкциями и латвийская строительная отрасль. Цены на многие стройматериалы (вроде гранул пенополистирола) выросли вдвое, а металл подорожал аж на 45%. Но главное: после того, как крупнейший его поставщик для Балтии – компания Severstal Distribution – попала под санкции, металла в Латвии попросту не найти.

В итоге под угрозой остановки оказался целый ряд инфраструктурных проектов, включая Rail Baltica. По этой          же причине дышит на ладан обрабатывающая промышленность – деревообработка и металлообработка. Строительные сметы взлетели до небес (банальные ремонты квартир подорожали уже на 50%), а власти ломают голову над тем, что делать с проектами еврофондов.

Чтобы получить от Европы следующие транши, старые кровь из носу необходимо как-то заканчивать. Но металла, арматуры и прочих остро нужны для строительства вещей нет (даже при том, что цена на арматуру выросла до небывалых 1260 евро за тонну). Поэтому Минфин собирается обратиться в Еврокомиссию с просьбой продлить период освоения европейских инвестиций.

С дорогами, которые после зимы напоминают танкодром, тоже полный швах. Как заявила Латвийская ассоциация крупных городов, со строительством новых дорог, их ремонтами и реновациями придется повременить. Цены на все запредельные, но главное – налицо острый дефицит битума (еще один подсанкционный российский материал), без которого об асфальтовом покрытии можно надолго забыть.

Птичек жалко

Стремительно сгущаются тучи и над латвийским сельским хозяйством. Отрасль остро нуждается в минеральных удобрениях, без которых на наших почвах толком ничего не вырастишь, а львиная их доля, как назло, поступала из Белоруссии и России. Те же удобрения, которые можно приобрести в Европе, сильно подорожали – на 20–25% дороже российских и белорусских аналогов.

Однако министр земледелия Каспарс Герхардс пока и пальцем о палец не ударил, чтобы чем-то помочь фермерам. Как заявил лидер парламентской фракции Союза зеленых и крестьян Улдис Аугулис: "В то время, как нам нужно думать о том, как найти замену производимому Россией и Белоруссией сырья, министр продолжает пребывать в зимней спячке и не уделяет должного внимания угрозе, нависшей над сельским хозяйством Латвии".

Действительно, программы продовольственной безопасности в Латвии как не было, так и нет. Между тем, по прогнозам экспертов, нехватка удобрений и стремительный рост цен на топливо приведут к тому, что цена обычного картофеля поднимется до 4 евро за килограмм.

У пищевиков также панические настроения. Расходы латвийских птицефабрик за полгода выросли в три раза. Причина: рост цен на энергоносители и рост цен на кормовую пшеницу, которую производители куриного мяса и яиц всегда закупали в России и на Украине.

Однако теперь это невозможно, а в Европе зерно сильно подорожало. Если до начала спецоперации России на Украине 1 тонна пшеницы обходилась латвийским птицеводам в 200 евро, то сейчас – 379 евро. Это неизбежно отразится на цене курятины, ведь в птицеводстве корма для птицы составляют около 70% стоимости конечного продукта.

Примерно та же ситуация и у латвийских производителей мяса. До недавних времен они использовали в качестве корма для коров и свиней украинскую кормовую кукурузу и рапсовый жмых. Но теперь все это не достать днем с огнем. Значит, придется закупать за совсем другие цены у европейских поставщиков, что автоматически скажется на цене мяса и всевозможных мясных продуктов.

И вот так – чего ни возьми. Из-за санкций ЕС и принятых Россией зеркальных мер несет убытки латвийский национальный авиаперевозчик, который прежде летал в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Казань. Несут колоссальные убытки фармакологические компании Grindex и Olainfarm, потерявшие перспективный российский рынок для сбыта своей продукции. Непонятна судьба магазинов книжной продукции Polaris и Mnogoknig, делавших ставку на книги на русском языке (в Литве, например, торговые сети вообще отказались продавать книжную и журнальную продукцию, написанную кириллицей).

Да что говорить, если на волне антироссийских настроений Автотранспортная дирекция аннулировала регистрацию в Латвии сервиса Yandex.Taxi и заблокировала мобильное приложение Yandex Go? В итоге Россия не потеряла ничего, тогда как в Латвии многие сотни людей потеряли работу, а само государство – налоги, которые они ему исправно платили.

Этот удивительный мазохизм со стороны властей уже потихоньку обретает свое цифровое выражение. Экономисты снизили в прогнозах рост ВВП на 2022 год до 1,8% (вместо планируемых 4,2%), а прогноз годовой инфляции повысили до 9,5% (вместо ожидаемых ранее 6,1%).

И пока латвийские политики радостно аплодируют новым санкциям ЕС, латвийские предприниматели в ужасе подсчитывают убытки. Уже понятно, что многих из них ждет скорое разорение, тысячи людей потеряют работу. Грядет массовое падение уровня жизни латвийцев, исчезновение среднего класса, увеличение числа малоимущих и просто нищих.

Возникает естественный вопрос – а в чем тогда наш профит? Что выигрывают политики, стреляя в голову собственной экономике, понять можно. А вот что выигрывает от этого простой латвийский народ? Но задать вслух этот вопрос никто не решается. Ведь премьер Кариньш уже пристыдил возможных "скептиков" и "нытиков" заранее, объявив, что рост стоимости жизни – это самая низкая цена, которую может заплатить латвийское общество за независимость Украины. А потому всем надо затянуть пояса и терпеть.

Ну, что сказать… При зарплате Кариньша в 5216 евро плюс 1189 евро на представительские расходы легко раздавать такие ценные советы. Тем более, что уже в следующем году наш премьер будет получать на 42% больше (7607 евро и 1347 евро в месяц на репрезентацию).

Вряд ли похудеют от затягивания поясов и министры с депутатами (у них будет 6737 евро и 3803 евро соответственно). Но вот рядовые латвийцы, четверть из которых давно живет за чертой бедности, до "победы" могут и не дотянуть.

А тем временем Россия благодаря высоким ценам на энергоресурсы (которые мы сами в ЕС из-за глупейших решений Еврокомиссии и взвинтили) получит в 2022 году дополнительные 321 млрд долларов прибыли. Так что – спасибо санкциям, они работают!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме