Латвия продолжает бить рекорды по числу заболевших ковидом: первое место среди стран ЕС. Смертность растет, как на дрожжах, больницы переполнены, медики с ужасом ждут момента, когда закончатся койки, и им придется сортировать пациентов, решая, кому дать больше шансов на жизнь.
Ждать осталось недолго. Рубеж в 1500 ковид-госпитализированных, ранее упоминавшийся как предел возможностей латвийских больниц, уже преодолен. По данным Национальной службы здравоохранения, в настоящий момент в ковидариях находятся уже больше этой цифры. Чтобы их разместить, больницам пришлось закрыть ряд отделений.
В больницах Латгалии заняты 90% коек. В некоторых медучреждениях мест для больных уже нет, а кое-где койки для "ковидников" устанавливают прямо в холлах и коридорах.
Впрочем, власти, чтобы не поднимать паники, называют уже новые предельные цифры госпитализированных. Теперь, по прогнозам Минздрава, задействовав все резервы, латвийская медицина сможет потянуть аж три тысячи человек. Как ожидается, это случится уже в середине ноября. Дальше пациентов придется размещать в частных медучреждениях, санаториях, спортзалах, временных госпиталях и армейских палатках.
Правда, непонятно, кто будет их лечить. Медперсонала катастрофически не хватает. Вся надежда на добровольцев (в настоящий момент латвийские больницы получили 520 предложений от волонтеров), а также на Минобороны, которое, желая продемонстрировать лозунг, что "народ и армия едины", направило в помощь врачам целых 24 военнослужащих.
Нет, это не военврачи – это солдатики и земессарги, которые будут помогать персоналу больницы распределять пациентов по койкам, транспортировать их для обследования, раздавать еду, подключать баллоны с кислородом, а также выполнять другие хозяйственные работы.
Помимо людских ресурсов, для лечения больных остро не хватает медицинского оборудования, в связи с чем Латвия официально запросила международной помощи.
Государству остро требуется специальное постельное оборудование для ковид-пациентов, аппараты искусственной вентиляции легких, больничные койки, мониторы жизненных показателей, портативные рентгеновские аппараты, мобильные аппараты для ультрасонографии, отсасыватели, вентиляторы, оборудование для насосов перфузионных шприцов, механические отсасыватели для верхних дыхательных путей, баллоны с кислородом (85% стационарных пациентов с COVID-19 нуждаются в кислородной терапии) и прочее.
В общем, нет ничего! Вся надежда – на гуманитарную помощь, за получение которой ответственным назначен Минздрав.
Возникает вопрос – правительство, а чем вы занимались раньше? Куда смотрели с непростым прищуром всезнающих глаз? Почему все необходимое (включая медикаменты для лечения ковида, которых осталось, по расчетам, на три месяца) не было закуплено заранее?
Отчего, прекрасно зная о наступлении осенью новой волны, вы не озаботились созданием в больницах дополнительных мест для ковидников? Почему не подумали о том, кто будет их лечить? Кто виноват во всем этом бардаке, который уже стал для латвийцев нормой жизни?
Моя твоя не понимай
У латвийских властей есть ответ. Виноваты не они. Виновато население, которое не спешит прививаться.
В числе самых несознательных (как показало исследование, оплаченное западными фондами) – русскоязычные жители Латвии в возрасте свыше 50 лет, которые особенно злостно не доверяют правительству и навязанным им вакцинам. Опасаясь побочек, эти люди имеют "наглость" ждать, когда в Европе все же разрешат российскую вакцину "Спутник", и в итоге попадают в больницы, портя властям всю статистику.
При этом власть предержащих ничуть не смущает, что именно они вкупе с хваленым Бюро вакцинации провалили коммуникацию – и со всем населением в целом, и с русскоязычными в частности (которые, к слову, составляют треть населения страны).
За 300 тысяч евро, вытащенных из кармана налогоплательщиков, они увещевали их с помощью потрясающих своих глупостью призывов. Сначала это было: "Я вакцинируюсь, потому что хочу встретиться с прабабушкой и прадедушкой", что, по сути, являлось предложением русским жителям Латвии отправиться на тот свет к праотцам. Потом этот призыв исправили на "Я вакцинируюсь, потому что хочу встретиться в гости к бабушке и дедушке", что красноречиво свидетельствовало о нежелании Бюро вакцинации тратиться на переводчика и помощи гугл-транслейта.
Ну а теперь народ со смехом обсуждает очередное творение Бюро вакцинации, которое гласит: "Использовай возможность быстро и без очереди привиться". Латвийские соцсети пестрят юмором на предложенную тему: "Рюсский Иван! Использовай прифифка и ты сможешь немношко работать и немношко кюшать!", "Курка, яйки, прививка". Хотя, честно говоря, смешного мало. Ведь даже в час икс, когда вопрос жизни и смерти стоит очень остро, национально озабоченные чиновники не смогли переступить через себя, чтобы заговорить с русскими на родном для них языке.
В то время, как встревоженные люди задавали массу вопросов насчет прививок, болезни, профилактики, Минздрав вместо ответов неспешно занимался перепиской с Центром госязыка, выясняя, можно ли издавать газету и буклеты на русском языке, предупреждающие об опасности ковида. Или хотя бы рассылать части населения письма на русском…
Ответ оказался ожидаемым – ни в коем случае! Это угроза национальной безопасности! Как заявил директор ЦГИ Марис Балтиньш, "если получатель специально не запросил получение информации на иностранном языке у государственных учреждений, то, по закону, делать это запрещено. Таким образом, получателям письма будет навязываться двуязычие, так как не существует отдельного регистра с данными об адресах проживания русскоязычных". Что в переводе с канцелярского языка на нормальный означает – пусть лучше сдохнут!
В том, что все зло пришло в Латвию прямиком с востока, убежден и другой "крупный специалист по коронавирусу" – министр культуры Наурис Пунтлис, который не преминул вставить в дискуссию свои пять евроцентов. Он заявил, что низкий охват вакцинацией – это результат "постсоветского наследия". А также подчеркнул, что агитировать население прививаться не на государственном языке – недопустимо.
После этого так и тянет пройтись по "проклятому советскому наследию", чтобы понять – чем же так будоражит оно латвийских чиновников по сей день.
"Проклятое советское наследие"
В отличие от современной Латвии, уровень здравоохранения в Латвийской ССР был будь здоров. За годы советской власти в республике появилось 103 новых медицинских учреждения. Во всех городах и райцентрах были построены крупные многопрофильные и специализированные больницы, в каждом селе – своя амбулатория. Но главное: была создана единая централизованная система медицинского обслуживания населения.
Уже в 60-е годы в Латвии была внедрена совершенно новая и чрезвычайно прогрессивная форма интеграции медицинской науки и врачебной практики: учебно-научно-практические объединения (УНПО). Туда входила профильная медкафедра Рижского медицинского института (РМИ), отдел или лаборатория Центральной научно-исследовательской лаборатории РМИ, а также специализированное отделение соответствующей больницы.
В рамках таких УНПО подготавливались новые медкадры, проводились научные исследования, создавались новые методы и формы лечения различных заболеваний, опытом которых республика пользуется по сей день.
Благодаря активной борьбе с распространением опасных инфекционных заболеваний, путем вакцинации населения Латвии удалось справиться с такими тяжелейшими заболеваниями, как дифтерия и полиомиелит. Была проведена массовая иммунизация детей против кори (благодаря чему уровень заболеваемости, по сравнению с 1969 годом, снизился в 36 раз).
По количеству врачей Латвия занимала почетное второе место в СССР после курортной Грузии: в советское время их было почти 46 врачей на каждые 10 тысяч человек. А по числу среднего медперсонала – первое место в СССР: почти 120 медсестер на каждые 10 тысяч человек.
К концу существования СССР в 1990 году, по данным Статистического управления, в Латвии имелась 141 койка на каждые 10 тысяч жителей (в целом, 37 тысяч коек). Что касается медперсонала, то его в Латвийской ССР в 1990 году насчитывалось: 12 тысяч врачей и 28 тысяч медсестер. Этого с лихвой хватало, чтобы поддерживать здоровье граждан на должном уровне, обеспечивая профилактику заболеваний, стационарную, внебольничную и специализированную медпомощь.
Потом Союз рухнул и пришедшие к власти нацпатриоты принялись с воодушевлением заниматься утруской и усушкой медицинской отрасли, заявляя, что столько больниц и врачей Латвии не нужны.
Под их чутким руководством в рамках "оптимизации больничной сети" медучреждения стали закрывать одно за другим, отдавая здания за бесценок частным коммерсантам. Зона государственной бесплатной медицины ужалась, как шагреневая кожа.
В результате к концу 2020-го года в стране осталось 10 тысяч коек, или 53 койки на 10 тысяч населения. То есть 40 % тех самых коек, которые сегодня нам нужны как воздух, просто испарилось.
С врачами тоже стало много хуже. Благодаря курсу на оптимизацию всего и вся, "языковым чисткам" в больницах и низким зарплатам, начался стремительный отток специалистов, которые стали эмигрировать в более успешные страны ЕС. И не успели латвийцы глазом моргнуть, как количество докторов в стране сократилось до 7 тысяч (чуть меньше, чем вдвое, по сравнению с СССР), а медсестер – до 12 тысяч (больше, чем вдвое, по сравнению с СССР).
Ну а те, кто остался, вынуждены вкалывать в двух, трех, а порой и в восьми местах, так как на данный момент в стране не хватает как минимум тысячи врачей и более трех с половиной тысяч медсестер. Причем с каждым годом эта ситуация становится все хуже – согласно статистике, ежегодно из Латвии уезжают в поисках лучшей доли 200 докторов.
Медицинского системного обслуживания в стране нет. Ни о какой профилактической работе речь вообще не идет. Медицина стала не лечебной, а консультативной. Причем большей частью не бесплатной (как это было в "проклятом" СССР), а за вполне ощутимые деньги.
Но даже деньги всего не решают. Чтобы получить нужную медицинскую услугу или попасть на обследование, латвийцам порой приходится ждать недели, а то и месяцы – специалистов не хватает, а многие больницы в разных районах Латвии ликвидированы или не оказывают нужных услуг.
Но, разумеется, правительство, тратящее по 1 818 000 евро в день на оборону и годами дотирующие медицинскую сферу по остаточному принципу, ни в чем не виновато. Виноваты погодные условия, антиваксеры, русские пенсионеры и "проклятое постсоветское наследие"…
Не стреляйте в пианиста
Что делать в сложившейся ситуации, как из нее выходить, правительство не знает. До сих пор все кризисы решались властями двумя способами – путем поднятия налогов или за счет внешних заимствований. А тут сейчас проблема. Из народа больше не выжать (в противном случае, жди массовых беспорядков), а внешний долг и без того такой, что отдавать придется правнукам.
Именно поэтому ответственность за все премьер Кришьянис Кариньш "мудро" переложил главу Минздрава Даниеля Павлютса, отставки которого сейчас требуют и Латвийское общество врачей, и Латвийская ассоциация специалистов индустрии красоты, и Латвийская ассоциация косметологов.
В своем кресле министр удержался лишь потому, что Кариньш не может допустить правительственного кризиса и развала коалиции. Но ситуации это не исправит. Ведь в медицине и кризисном управлении Павлютс понимает ровно столько же, сколько свинья в апельсинах.
По специальности министр здравоохранения – музыкант и чиновник от музыки. В 1999 получил степень бакалавра искусств в Академии музыки им. Язепа Витола, а позже – степень бакалавра в сфере менеджмента культуры в Лондонском университете Сити. То, что нужно, чтобы возглавить Минздрав в самый разгар кризиса.
Более того, в бюро министра нет ни одного врача, а во всем Минздраве имеется лишь два человека с высшим медицинским образованием. Так что: не стреляйте в пианиста, он играет как умеет.
Собственно, этим и объясняются и растерянность Павлютса, и его популистские заявления, призванные продемонстрировать городу и миру, что Минздрав вовсе не бездействует, а делает все от него зависящее.
Смотреть на это без слез просто невозможно. То Павлютс, взяв инициативу в свои руки, лично обзванивает пожилых латвийцев, чтобы убеждать их сделать прививку от COVID-19 и затем на своей странице в социальной сети Twitter радостно сообщает, что сумел уговорить привиться аж 6 человек из 14-ти.
То на полном серьезе говорит, что в случае ухудшения ситуации можно будет объявить мобилизацию медиков, привлечь к решению проблем иностранных врачей, а особо тяжелых пациентов переправлять за границу, доставляя их в больницы Германии или Швеции.
А знает ли глава Минздрава, что, по признанию врачей Даугавпилской больницы, тяжелых больных не успевают довезти даже до реанимации? Они умирают по дороге. И еще вопрос – кто будет оплачивать медицинские вертолеты и самолеты, обеспечивая больным транспортировку и лечение? Государство? Не смешите.
Возможно, сам по себе Павлютс – неплохой человек. Наверное, он действительно рад был бы привлечь к принятию решений профессионалов отрасли и экспертов. Но где ему их взять, если государство на протяжении всех лет независимости делало все возможное, чтобы они исчезли?
Теперь же нет ни денег на специалистов, ни самих специалистов. Закономерный результат политики, при которой в приоритете не здоровье и благополучие жителей, а безостановочная оборона от выдуманного противника.
Какой бы кризис ни бушевал в стране, значительная доля бюджета тратится не на медицину, а на военные нужды. Хотя при таком отношении власти к своему народу скоро и оборонять будет некого….
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.