Свободой слова тут и раньше не пахло: в Латвии нашли "надежный" путь к единству общества

Молчание

Александр Шамров

Тема: Российская военная спецоперация на Украине

Внешне отношение латышской публики к русскоязычному населению страны разделилось. Однако если вслушаться в риторику каждой из сторон, становится понятно, что общего в их позициях гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Как говорится, кому война – а кому мать родна. Военная спецоперация России по демилитаризации и денацификации Украины дала Латвии возможность реализовать свою давнюю мечту: "закрутить гайки" в области свободы слова и мнений. Это предельно опасно для самой страны: единомыслие легче ввести, чем потом его из общества вытравить. Но главное: занявшись этим увлекательным делом, республика привычно исполняет всего лишь политический заказ коллективного Запада.

Поясняю специально для тех, кому в Латвии могло бы захотеться "навесить" автору (Александру Шамрову – прим. Baltnews) статью 74.1 Уголовного закона, которая карает за "публичное восхваление преступлений против мира и военных преступлений". Именно эту статью сегодня хотят использовать для подавления людей, которые осмелятся проповедовать взгляд на украинские события, не совпадающий с официальным и "единственно правильным".

Поэтому уточняю: я не оправдываю ни одну из войн, которые происходили, происходят, либо могут начаться, как на планете Земля, так и где-либо еще в космическом пространстве. Цель моих статей – прийти к пониманию. Убежден, люди, которые не стремятся понять происходящее, а лишь повторяют рекомендованные "мантры", вредны и опасны. Как для себя лично, так и для своей страны. Они полезны и необходимы лишь тем силам, которые пишут эти "мантры" и внедряют их в общественное сознание.  

Вверх не смотреть! По сторонам – тоже

О том, что Латвия неуклонно движется к диктатуре, я уже говорил в своих публикациях на протяжении нескольких лет. В пользу этой версии (на фоне неумения властной прослойки перевести страну на рельсы созидательного развития) говорит усиление роли спецслужб, принятие ряда, чисто политических статей Уголовного закона, показательные репрессии против инакомыслящих.

Наконец, идея, которая была предвыборным пунктом на выборах в 13-й Сейм Латвии (2018 год) одной из политических партий, – о создании единой (всеведущей и всемогущей?) спецслужбы республики, вместо трех, ныне существующих. И вот, теперь можно реализовать вожделенные планы, уже никому и ничего при этом не объясняя. 

Инакомыслие на уровне СМИ в Латвии подавлено окончательно. Возможность оставлять комментарии под статьями почти везде заблокирована. Формулировки, объясняющие "необходимость" такого шага, – разные. От нейтральной ("в связи с обострением обстановки в мире") до предельно тенденциозной ("чтобы ограничить кампанию по дезинформации").

А к "дезинформации" сегодня причисляют все, что не совпадает с пропагандистской парадигмой коллективного Запада. Пропагандистской – потому, что подача информации полностью соответствует основным признакам пропаганды: тенденциозность, узость трактовки проблемы, специфичность используемой лексики.

Вначале обратил на себя внимание интересный момент. На портале Delfi 25 февраля, ближе к концу дня, была опубликована заметка, объясняющая, почему ресурс блокирует комментарии. Там сказано: "Уже в первые дни войны Delfi ограничивал возможности комментирования, […] однако кампания по дезинформации продолжается". Но о каких днях идет здесь речь?

Операцию Россия начала на Украине 24 февраля рано утром. То есть прошло немногим больше суток. Что это? Ошибка? Безграмотность? Или, может быть, текст был подготовлен заранее (когда даже решение о начале военной операции в РФ еще не было принято), но случайно был опубликован чуть раньше, чем запланировано?

А это значит, что западная информационно-пропагандистская кампания готовилась задолго до активной фазы событий: все те долгие месяцы, пока в политическом пространстве нагнеталась истерия по поводу гипотетического российского "вторжения" на Украину.

В пользу этого предположения свидетельствует и удивительное единомыслие, мгновенно охватившее как латышские, так и русскоязычные СМИ Латвии. Прежде никогда, ни по одному вопросу, даже международного характера, такого не было.  

Более четверти века профессиональной работы с текстами дает мне основания утверждать: естественная, "самопроизвольная" реакция массмедиа на подобные события международной значимости выглядит иначе. Она может быть в целом очень разной, но в любом случае – иной.

На первом этапе она неизбежно будет во многом хаотичной. Авторы и редактора далеко не сразу придут к пониманию, какую позицию занять. Будет и тематическое разнообразие. Это не означает ни одобрения, ни порицания. Тематическое разнообразие здесь выразилось бы по-другому.

Например, какой-то автор до этого готовил много исторических материалов. Он бы неизбежно написал, что территория нынешней Украины за последнее тысячелетие – как целиком, так и по отдельности – неоднократно становилась частью самых разных государств и даже империй. Она впитала в себя не только самые разные религиозные воззрения, культурные ценности и менталитет, но и потенциал обусловленных всем этим внутренних конфликтов.

Не даром само слово "Украина" так созвучно русскому слову "окраина". Это действительно бывшая окраина многих цивилизаций. И вместе с тем из всех республик экс-СССР именно Украина, вслед за Белоруссией, наиболее родственна России. Настолько, что в советское время многие даже с трудом представляли себе, где заканчивается одна из этих славянских республик и начинается другая.

На основе этих мыслей какой-нибудь другой автор неизбежно бы предположил, что для для Запада это самый подходящий регион для провокации России на то, что можно представить в СМИ как "агрессию".

И лишь постепенно дух публикаций по теме в разных изданиях пришел бы к какому-то общему знаменателю. Хотя бы потому, что своими текстами авторы зарабатывают деньги, поэтому многие пишут материал за один проход, часто даже не вычитывая. А это легче всего сделать, используя статью коллеги как "подстрочник".

Описанный выше процесс я наблюдал неоднократно. Но в данном случае ничего такого не произошло. Принудительное единомыслие как в латышском, так и в русском сегментах медиа явилось сразу же. Как некая "домашняя заготовка". Использую слово "принудительное" потому, что такое единомыслие противоестественно самой сути свободного и мыслящего человека. Тем более – человека, мыслящего профессионально.

Невольно вспомнилась цитата из мультфильма "Незнайка на Луне", снятого по мотивам одноименной сказки советского писателя Николая Носова.

"Вверх не смотреть! На появление пришельцев не намекать! Смотреть только вниз! Показываю для особо тупых: делай р-раз… делай д-два… делай т-три!.." – дрессирует там подчиненных полицейский начальник.

Вот это и есть квинтэссенция антироссийской пропаганды коллективного Запада, которую охотно приняла на вооружение и Латвия. Вновь позабыв: сегодня, чтобы просто выжить, республике надо прежде всего думать, как радикально переформатировать свою экономику.

Русский? Под зад коленом!

Разумеется, на этом фоне вновь обострился "русский вопрос". Стало очевидно, что за 30 лет Латвия недалеко ушла от циничного и подленького слогана "чемодан – вокзал – Россия", что зазвучал сразу же, как только Латвия покинула СССР. Буквально вслед за елейным и, как оказалось, лживым лозунгом "Латвия – наш общий дом".

Так, депутат Сейма от Национального объединения Александр Кирштейнс 27 февраля, будучи недоволен рядом русскоязычных комментариев в социальных сетях, заявил на своей страничке в Twitter:

"Это результаты 30-ти лет интеграции во всей красе. Впредь только ассимиляция, а кому не нравится, под зад ногой и вон! "Пятую колонну" прежде всего надо вычистить из школ и высших школ!"

Еще раньше министр образования и науки Анита Муйжниеце выразилась в том смысле, что события на Украине якобы доказывают, насколько важно, чтобы все дети в стране получали образование на одном-единственном государственном языке. То есть фактически с детства привыкали к единомыслию.

Кстати, о том, что "одна страна – один язык" и, следовательно, единый для всех "правильный" взгляд на все мировые события, что это якобы гарантия стабильности, не раз с трибуны Сейма Латвии говорили политики Национального объединения.

Но на этот раз депутаты Сейма от ТВ–Visu Latvijai подготовили поправки к Закону об иммиграции, которые предусматривали аннулировать в ближайшие три месяца виды на жительство большинства граждан РФ, постоянных проживающих в Латвии. Следовательно, депортировать их из страны.

Хочу уточнить для тех, кто не в теме: среди этой категории людей большинство прожили в Латвии всю жизнь, а российское гражданство эти люди приняли после 1991-го года, как более достойный выбор, по сравнению с унизительным статусом негражданина Латвии.

Также националисты предложили перевести школьное образование только на латышский язык уже с 1 сентября этого года. Правда, и те, и другие поправки Сейм отклонил.

В свою очередь, целый ряд политиков встал на защиту русских Латвии. Среди них – премьер Кришьянис Кариньш, экс-президент Валдис Затлерс и другие как известные, так и малоизвестные лица. Они, разумеется, призвали к "единению общества" и предостерегли горячие головы от желания "возложить ответственность за агрессию России на русских Латвии и простых россиян". 

Что объединяет эти, казалось бы, противоположные точки зрения? Во-первых, то, что по сути своей это один и тот же взгляд на русских в латвийском обществе. Они по-прежнему воспринимаются только как объект воздействия. Кто-то другой, но не они сами, вправе решать, как эти русские должны не то что поступать, но даже и думать.

Чтобы стать "хорошим", русский должен принять единомыслие, латышское по форме, но евроатлантическое по содержанию. Поэтому разница между двумя подходами заключается только в степени радикализма и терминологии. И если рассматривать происходящее как единую пропагандистскую кампанию, можно предположить, что это обычный метод кнута и пряника.

Одни силы призывают выгнать из Латвии "под зад коленом" тех русских, которые не хотят послушно повторять догмы западной пропаганды. Другие силы мягко и вкрадчиво говорят, что эти люди "просто запутались", они "ошибаются", они "не понимают, что происходит" и так далее. Поэтому их надо убеждать, хотя заранее известно, что результатом этого убеждения должно стать единомыслие.

Все до банальности просто

Каковы же основные принципы создания и функционирования этой, внедряемой сегодня в умы, схемы? Они просты, как и все поделки коллективного Запада, рассчитанные на массовую аудиторию.

Этап первый. Демонизация противника как некой общности. Этот период демонизации России как единого целого продолжался последние восемь-десять лет.

Стоило, например, второстепенному российскому военному кораблю пройти своим курсом из Балтийска в Кронштадт (разумеется, мимо Латвии), как в латвийских СМИ (тогда – преимущественно в латышскоязычных) начиналась буквально истерика: "Они подкрадываются… они вот-вот нападут!", "Эта страна [Россия] вообще вне добра и зла, ее вообще не должно быть на свете". Это и подобное писали тогда в комментариях профессиональные тролли.

Этап второй. Мало придумать "абсолютное зло" в лице противника – это "зло" обязательно надо персонифицировать. Большинство людей далеки от абстрактных понятий, им надо "фотку показать". Поэтому с началом военной операции РФ на Украине пропаганда коллективного Запада перестала говорить про Россию "как мировое зло" и сосредоточилась на личности ее президента Владимира Путина. Все происходящее пропаганда начала трактовать как результат его "личных обид", "комплексов", "амбиций" и даже "сумасшествия".

Вообще-то это банальнейший политтехнологический прием. Психологически он настолько прост, что понятен даже на уровне подростковых хулиганских группировок. Лидер такой группировки, если он умен и хитер, никогда не скажет противникам: "Да вы все такие – сякие!". В словесной перепалке, предшествующей драке, он будет оскорблять и поносить только "вражеского" лидера, стараясь таким образом оторвать его от его "бойцов" и посеять среди них сомнения. А фраза "вы все" побуждает противника как раз вокруг своего лидера объединяться.

Этап третий. Необходимый элемент: "черно-белая" логика. Никаких рассуждений в духе "а может быть, проблема шире" или "ее корни уходят гораздо глубже" быть не должно. Тот, кто так рассуждает, должен восприниматься как враг. В лучшем случае – как человек с "промытыми мозгами". В целом: поменьше логики – побольше эмоций и слез. Слезы могут выражать любые чувства, в зависимости от того, к кому они относятся.  

Сегодня это хорошо заметно, например, в социальных сетях, в лентах всяких "русских Запада" или российских либералов. Чтобы основываться на фактах, я несколько дней подряд, часа по два в день, изучал подобные "дискуссии" на Facebook, даже принимал в них участие.

Эксперимент показал: более тоталитарно мыслящей публики мне встречать не доводилось. Ортодоксальные коммунисты, по сравнению с ними, это верх демократичности и толерантности.

Этап четвертый. Должна быть создана схема: борьба идет между "абсолютным злом" и "силами света". Этому в том числе служит специфичная лексика. Так, ограниченную военную операцию России на Украине латвийские массмедиа никогда так не назовут, даже с эпитетом "так называемая" (только в самом ее начале один портал прокололся). Должны употребляться слова "нападение", "вторжение". А еще лучше – "преступление", "агрессия" и "война".

В свою очередь в отношении Украины должны употребляться слова: "гибель", "страдания", а также позитивно окрашенные "борьба", "стойкость", "сопротивление".

Этап пятый. Мало сформировать в медиапространстве чувство угрозы – надо сделать его всеобщим. Именно поэтому так усиленно раскручивается мысль, что "вслед за Украиной агрессии подвергнутся страны Балтии". Она звучит из уст латвийских публицистов и политологов, ее высказал и украинский президент Владимир Зеленский.

Никаких аргументов и доказательств в пользу этой идеи нет, но, как я уже говорил, главное тут – не логика, а эмоции. И если в первые дни военной операции РФ на Украине прямое вовлечение в конфликт войск НАТО со страхом отвергали даже латвийские официальные лица, то уже сегодня это перешло из категории "табу" в категорию "обсуждаемого" и "допустимого". Все строго в соответствии с концепцией "окна Овертона".     

Этап шестой. Дезинформация, а также нужным образом препарированная и трактованная информация во всех видах и формах. В том числе это касается и визуального ряда (например, фотоиллюстраций).

Рядовой читатель думает, что фото, сопровождающее статью, обязательно снято на месте событий. Но в редакциях всегда существовало понятие "имиджевый кадр". То есть фото, снятое где и когда угодно, но раскрывающее тему материала.

В обычных условиях в этом нет ничего плохого, но в ситуации конфликта тот же самый прием становится эффективным оружием пропаганды.       

Кнут в комплекте имеется

Если внимательно проанализировать публикации латвийских СМИ по событиям на Украине, видно, что там применяются все описанные выше приемы. Слишком многое указывает на то, что мы имеем дело с массированной и заранее подготовленной пропагандистской кампанией, руководимой из единого центра.

Ее направление совпадает с сокровенными желаниями определенных политических сил в самой Латвии. Но есть еще один необходимый момент – безальтернативность информационного потока.

Поэтому блокируются десятки российских телеканалов, информационные порталы с "неправильной" позицией. Некоторые из этих порталов (работающих на Латвию) последние годы фактически взяли на себя роль независимых СМИ.

Более того: Государственная полиция в сотрудничестве с Национальным советом по электронным средствам массовой информации (НСЭСМИ) подали в Сейм законопроект. Он предусматривает административную ответственность за "использование нелегальных систем для частных (некоммерческих) целей".

Сейчас можно оштрафовать только провайдера за поставку соответствующего оборудования и трансляцию заблокированных российских телеканалов. Но если этот закон будет принят, то на сумму до 700 евро можно будет "нагрузить" уже и того, кто будет эти телеканалы нелегально смотреть.

2 марта комиссия Сейма по правам человека и общественным делам поддержала законопроект в первом чтении и приняла решение о его продвижении в срочном порядке. Вместе с тем, как говорится в информационной заметке, "цель этих изменений не наказывать людей, а защитить латвийское информационное пространство и самих жителей". Заканчивается заметка в лучших традициях всех диктатур: предложением "стучать" по указанному номеру телефона.

О наказании за "нелегальное чтение запрещенных статей" на заблокированных порталах речи пока не идет, но, как говорится, лиха беда начало. Хотя, казалось бы, если вы "несете людям правду" от имени всех сил "добра и света", то люди способны в этом разобраться, разве нет? Или латвийская власть считает народ своей страны инфантильными идиотами?

А 8 марта по требованию Службы государственной безопасности Латвии в доменной зоне .lv был заблокирован портал IMHOclub. Этот виртуальный латвийский аналог Гайд-парка на фоне деградации СМИ республики действительно оставался последние годы оплотом свободы слова.

Недаром его основателя журналиста Юрия Алексеева латвийские власти приговорили к полутора годам реального тюремного заключения. Сейчас Юрий обжаловал приговор в суде второй инстанции, но с учетом геополитической ситуации, возможно, все же отправится "зону топтать". А портал теперь работает в доменной зоне .com.

С подавления свободы слова, внедрения единомыслия и начинается обычно диктатура. Исторический опыт показывает: единомыслие легче ввести, чем потом вытравить: уж слишком оно оказывается для многих желанным и удобным. Поэтому закончу этот материал цитатой.

"Те, кто надел на глаза шоры, должны помнить, что в комплект еще входят узда и кнут". Станислав Ежи Лец, польский поэт, философ и писатель-сатирик середины ХХ века.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме